Родители и дети

Сумеет ли Ногаидели сблизить Грузию и Россию?

GeorgiaTimes побеседовал с политиками, политологами и экспертами России и Грузии.

Сергей Марков, член фракции «Единая Россия», директор Института политических исследований

Это абсолютно необходимое сотрудничество. Нам нужно устанавливать нормальные отношения между Россией и Грузией, испорченные авантюристами, превратившимися в военных преступников, типа Саакашвили и Мерабишвили. В нашей истории было прекрасное совместное прошлое, поэтому все трудности должны быть преодолены. Основным конфликтом между Москвой и Тбилиси на данный момент является проблема Абхазии и Южной Осетии. Тем не менее, события в отношении этих республик приняли необратимый характер.

Но есть и другие проблемы, не конфликтные: свобода передвижения, совместные экономические и культурные проекты, совместное продвижение в направлении Евросоюза. Именно они и могут быть реализованы в рамках такого сотрудничества. Россия и впредь будет стремиться к восстановлению российско-грузинских отношений, но при условии, что интересы абхазов и осетин не станут предметом торга, поскольку эти народы имеют право на свою собственную судьбу. Грузия же должна заново переосмыслить отношение с этими республикам.

В отношении неконфликтной повести дня Тбилиси и Москва могут пойти вперед достаточно далеко, включая возвращение не просто к визовому режиму передвижения, но и к созданию безвизового режима и формирования общего экономического пространства.

От соглашения больше выиграет Тбилиси. Россия для Грузии сейчас, безусловно, важнее, чем Грузия для России. Проблема в том, что политика авантюриста Саакашвили отрезала Грузию от российского рынка, от российской культуры, поставила людей в неудобное положение.

Владимир Анохин, вице-президент Академии геополитических проблем

Я полагаю, что сотрудничество оппозиционных партий Грузии с ведущими партиями России существовало всегда. Сейчас это просто юридически оформляется. Сам факт юридического оформления подобных отношений прежде всего говорит о том, что оппозиция в Грузии усиливается по отношению к власти, и сама власть уже не может повлиять на политическую ситуацию в стране. То, что «Единая Россия» как партия власти будет сотрудничать с партией Ногаидели, означает открытую поддержку властями России грузинской оппозиции с целью смены режима в Грузии. Такие соглашения предполагают влияние на политическую ситуацию, а оппозиция, в свою очередь, хочет заручиться и политической и международной поддержкой, поскольку «Единая Россия» является единым государственным органом. Не исключаю, что по этому поводу в Грузии разразится грандиозный скандал.

От этого соглашения больше выиграет Тбилиси. Я не помню, чтобы на западе были заявления, в соответствии с которыми одна государственная партия одной страны откровенно поддерживает оппозиционную партию в другой стране. С точки зрения международных отношений это нонсенс. Если бы КПРФ или ЛДПР подписали подобное соглашение, к этому можно было бы относиться спокойно. России нужно быть осторожней в таких вещах. Наверняка Москву еще обвинят в этом.

Сосо Цинцадзе, президент Грузинской Дипломатической Академии

Как говорится, вольному воля. Пусть подпишет, но я бы на месте Ногаидели воздержался от этого. Дело в том, что «Единая Россия» - это правящая партия, руководителей которой в Тбилиси считают не дружески настроенными по отношению к Грузии. В чем они могут сотрудничать? Сотрудничество - это взаимопомощь. Если «Единая Россия» и «Движение за справедливую Грузию» будут сотрудничать с целью восстановления территориальной целостности страны, то это будут приветствовать. Но такой вариант исключен.

Думаю, говорить о целях сотрудничества можно будет только после ознакомления с соответствующим документом. На данный момент к таким попыткам сотрудничества я отношусь с подозрением, поскольку между Москвой и Тбилиси слишком много проблем. Причем это не только вопросы целостности Грузии, но и такие проблемы, как возвращение беженцев.

Что же касается Ногаидели, то он не имеет влияния в Грузии. К нему относились не с большой любовью и в то время, когда он был министром финансов и премьер-министром. Возможно, он рассчитывает подобным шагом набрать какие-то политические очки. Если это пойдет на пользу Грузии, то никто не будет против, но сейчас в это никто не верит. Если же в «Единой России» считают, что в лице Ногаидели они найдут ставленника в Тбилиси, то это иллюзия - на президентских выборах он вряд ли наберет достаточное количество голосов.