Родители и дети

«Президента долой» мирным путем

Повестка весны 2009 года снова актуализировалась. В прошлом году 9 апреля оппозиция начала кампанию по смещению Михаила Саакашвили мирным путем. От него требовали отставки и назначения новых досрочных выборов президента и парламента. Попытка обернулась неудачей, во многом потому, что голому отрицанию партии не противопоставили альтернативных предложений по дальнейшему развитию страны.

Провал расколол оппозицию на несколько частей. Одни согласились участвовать в местных выборах в мае, другие, например Нино Бурджанадзе с «Демвижением за Единую Грузию» и Лейбористская партия, бойкотируют уступку властей и собираются снова выйти протестовать, и снова 9 апреля.

Среди идущих на выборы тоже нет единства. Часть партий, в том числе «трехголовый змий» «Альянс за Грузию», отказалась объединяться и проводить праймериз вместе с «Движением за справедливую Грузию» Зураба Ногаидели, так как их не устраивает его пророссийская ориентация. Другая часть, в пику первой, на днях тоже сплотилась в организацию «Национальный совет». Поводом послужил сюжет «Имеди».

Впервые альянс под таким названием возник после разгона демонстрации 7 ноября 2007 года. Тогда в его состав входили 11 партий.

Обновленный Совет состоит лишь из шести партий: «Движение за справедливую Грузию» Ногаидели, «Консервативная партия» Звиада Дзидзигури, «Партия народа» Кобы Давиташвили, коалиция ветеранов «Мамулишвили» («Патриот») Гии Бердзенадзе, «Партия будущего» и «Христианская Грузия». Приглашены, но пока не откликнулись и другие партии.

Как пояснил идейный вдохновитель «Нацсовета» Ногаидели, его целью будет противодействие «преступной политике властей организованным фронтом оппозиции». По его словам, «антинародная» политика Саакашвили «угрожает грузинской государственности».

Накануне Ногаидели провозгласил единственно возможным «мирный путь смены власти» и призвал страну к внеочередным президентским и парламентским выборам. «Этот процесс должен быть последовательным и мирным. Это главный вопрос», - подчеркнул экс-премьер.

Впрочем, гораздо важнее ответить на другой вопрос: как «мирно» добиться отставки президента, без которой перевыборы просто невозможны? Ведь в прошлом году реализовать эту идею оппозиционерам не удалось. Саакашвили, как показал опыт, вопреки всем своим просчетам крепко держится за кресло.

Пояснить, как будет добиваться своей цели «Движение за справедливую Грузию», GeorgiaTimes попросила Петрэ Мамрадзе, одного из активистов партии (на фото).

- Мы - та партия, которая не прибегает к демонстративным акциям, таким, как митинги, перекрытия движения на дорогах. Мы собираемся участвовать в выборах в органы местного самоуправления. Видя, что безумные действия нынешней власти наносят огромный вред нашей стране, мы будем добиваться смены руководства методами, допустимыми законом. Нашей целью является переход к парламентской республике, и мы будем постепенно готовить к этому общественное мнение.

- Значит, требовать досрочных выборов президента вы будете уже после местных выборов, в надежде, что ваши кандидаты выиграют на них?

- На выборах мэра Тбилиси у нас - шести партий, участвующих в праймериз, пока еще нет единого кандидата. Но в регионах мы уже выдвинули своих людей, и думаем, что народ, большинство тех, кому приходиться кормить свою семью, проголосуют за нас, потому что хотят налаживания отношений с Россией. Мы будем активно действовать, выступать по телевидению. У нас есть еще маленькие телекомпании, которые еще пускают нас в эфир.

- То есть, вопрос досрочных президентских выборов - далекая перспектива, через год-два?

- Учитывая характер правящего режима, я бы воздержался от всяких прогнозов. Наш президент умеет совершать непредвиденные поступки, такие как 13 марта, когда был показан сюжет на «Имеди». Мы знаем, что надо быть готовыми ко всему.

- Некоторые партии, например «Белые» Темура Шашиашвили, предлагают объявить импичмент президенту. Как вы относитесь к этой идее?

- Я сам в прошлом году еще подписался под требованием импичмента. Но это - дело парламента, а в нем большинство поддерживает президента.

- Шашиашвили предлагает считать парламент нелегитимным, так как он избран с помощью фальсификаций, и провести по вопросу импичмента референдум, где народ прямо выразит свою волю.

- Да, по Конституции теоретически это возможно, но на практике очень сложно и нереально.

- Но то что вы предлагаете - постепенное переубеждение - тоже не очень эффективный способ...

- Главное для нас - спасти страну, но действовать мы должны сугубо мирными способами в рамках закона. Мы не должны ввергать страну в еще больший хаос. Зло порождает зло.

- Не расколют ли страну предлагаемые вами досрочные президентские выборы?

- Саакашвили и его команда к этому ведут дело, когда к нашему лидеру Зурабу Ногаидели, бывшему премьеру, и к Нино Бурджанадзе, экс-спикеру (которые были успешными политиками во власти и предотвратили многие опасные поступки президента), применяют такие методы, как подлог. Все это напоминает мне худшие примеры из истории Советского Союза: травлю Андрея Синявского и Юлия Даниэля. Их тоже называли шпионами и обвиняли в предательстве Родины. Хочу подчеркнуть, что мы в контактах с Россией действуем транспарентно и в рамках закона. В отличие от Саакашвили, который в 2009 году тайно подписал соглашение по Ингури ГЭС с «оккупантами» и отказался обнародовать его. Что же это за соглашение, которое известно оккупантам, но тайна для собственного народа?

- Вы хотите сказать, что это власти хотят расколоть страну?

- Да, они хотят подвести страну к выборам под этим знаком раскола.

- Связано ли создание альянса оппозиционных партий - «Национального совета» - с визитами лидеров оппозиции в Москву?

- Нет, никак не связано. Попытки объединения оппозиции для защиты национальных интересов предпринимались нами еще в прошлом году. Разные партии выражали к этому интерес, и вот теперь объединились шесть партий.

Сегодня члены объединения в рамках предвыборной кампании посещают Западную Грузию. Они встретятся с избирателями Чиатуры и Зестафони. На следующей неделе будут встречи в Гори и Сурами. Как объявил Ногаидели, «предвыборная борьба началась, мы уже в колее и нас никто не выбьет из этой колеи».