Родители и дети

Саакашвили спе́шил чиновников

GeorgiaTimes смотрят на решение Михаила Саакашвили скептически.

В кризис правительственные расходы надо урезать. С этим утверждением не поспоришь. Прошлой весной Грузия секвестровала бюджетные траты на госаппарат на 10 миллионов лари (около 6 миллионов долларов). И не только она. Урезанием занялась вся Европа. Россия, с ее многочисленным чиновничьи аппаратом, на телефонной связи, командировках и автомобилях всяческих начальников сэкономила 38 миллиардов рублей (более миллиарда долларов).

Но зачем затягивать пояса сейчас, когда Грузия, по утверждениям высокопоставленных чиновников, уже выходит из кризиса?

Президентским указом автопарк правительства сокращен до 30 автомобилей. Лишились привилегии парламентский секретарь президента, его заместитель, советники главы государства, руководители ряда структурных подразделений канцелярии.

Зачем это надо Саакашвили? Экономист «Демдвижения за Единую Грузию» Теймураз Мургулиа предполагает, что причина в приближающихся выборах.

- У каждой медали есть две стороны. Выборы на носу, поэтому правительство отчаянно показывает, что оно умеет экономить. Но это не так. Чего стоит один только пешеходный мост через Куру в Тбилиси, построенный архитектором Микеле Делучи! На него было потрачено 30 миллионов долларов. А ведь в 50-ти метрах от него уже есть мост. По сравнению с этими тратами сокращение двух-трех машин ничего не значит.

- А стоит ли вообще экономить на транспорте для чиновников, на Ваш взгляд?

- Смотря каких чиновников и смотря на какие машины. Известно, что наше правительство каждый год меняет свой автопарк. Понятно, что есть категории задач, которые требуют использования хорошего служебного транспорта. Но все правительственные машины ежегодно меняются, а старые распродаются на аукционах. И смотрите, какого класса покупаются автомобили: самые дорогие. Это ненормально и не соответствует положению в стране. Лишены будут автомобилей, скорее всего, те, кто попал в опалу. Или же это будет временным явлением, и все вернут в прежнее состояние, как только власть выиграет эти местные выборы.

- На чем бы вы посоветовали правительству экономить?

- Государство должно в целом сокращать необдуманные расходы. Это самая большая проблема Грузии - нерациональное использование своего бюджета. Счетная палата Грузии должна заниматься проверками на эффективность расходования средств. А она сейчас занимается ревизией финансовых документов, проверяя, правильно ли они оформлены. каждый год она могла бы находить много лишних трат, типа этого моста. Далее, в Грузии строятся дороги, и это хорошо, но мы на них уходят неадекватные деньги. Сам бюджет страны за четыре года стал непонятным. Раньше напротив каждой цифры можно было найти объяснения, на что собираются тратить средства. Сейчас - это просто таблица с цифрами, которую невозможно понять. А государство не только закрывает глаза на необоснованные траты. Оно еще и использует бюджетные деньги для фальсификации выборов.

И все же на взгляд обывателя сокращение чиновничьих благ выглядит прогрессивным шагом. В России, где автомобилисты вчера начали очередную акцию против сигнализации на машинах госслужащих, идея Саакашвили пришлась бы, наверное, весьма кстати. Но есть и другая точка зрения. По мнению вице-президента Движения автомобилистов Леонида Ольшанского, сокращать личный служебный автотранспорт не только не нужно, но и вредно.

- Применять опыт Саакашвили в России, я считаю, не стоит. Каждая страна имеет свои особенности, и Россия останется страной бланков, персональных запросов и мигалок. Если у чиновников отнять автомобили, возрастут расходы на командировки. Лучше пусть ездят на служебном транспорте. Техническое состояние автомобилей в правительственных автопарках проверяют по два раза в день. Водителей на трезвость тоже проверяют два раза в день. За рулем на правительственном транспорте работают профессионалы. А если чиновник будет в машине один, за рулем, это создаст опасность дорожному движению. Чиновнику нужно по дороге читать документы, разговаривать по телефону, работать. Представьте, если в это время он будет управлять автомобилем. Кому положен служебный транспорт, тот пусть за ним и остается.

- Но кого-то в России служебного транспорта можно было бы и лишить?

- Нет. Но тут есть другая сторона. Нам сейчас крайне важно поддержать отечественный автопром. Для этого нам надо пересадить чиновников на наши автомобили. Это неприемлемо, когда они ездят на иномарках. Сергея Миронова и Бориса Грызлова я бы пересадил на ЗИЛ, их заместителей на «Чайку», а председателей комитетов и заместители министров - на "Волги". А сейчас что происходит: я приезжаю в районную управу, а там стоят только иностранные автомобили.

- Кстати, на замене иномарок российскими автомашинами можно было бы сэкономить...

- Да. Другое дело, что в автомобилестроении нужно вводить достижения современной мысли: вместо карбюраторов устанавливать инжекторные системы, ставить пуленепробиваемые стекла... Но всех чиновников надо пересадить на отечественные автомобили. Исключение нужно сделать только для двух автомобилей - президента и премьера. Для них есть особые принципы безопасности, которые охрана должна соблюдать.