Родители и дети

Инвесторы не торопятся в объятия иждивенки-Грузии

Грузия, как черная дыра, поглощает иностранные финансы, и с каждым разом становится все требовательнее и наглее. Поэтому совсем неудивительно, что Михаил Саакашвили огорчен фактом оттока инвестиций из страны. За последнее время в грузинскую экономику было вложено несколько миллиардов долларов и евро, но куда уходят эти средства?

Автор провела небольшую калькуляцию и выяснила, что примерный объем средств, которые должны были в этом году вдохнуть жизнь в дряхлое тело грузинской экономики, составил пока всего 76 миллионов долларов. И это, оказывается, всего 6% от ожиданий грузинских властей, которые рассчитывали на 1,2 миллиарда долларов. Причем, крупнейшими инвесторами на территории Грузии оказались Турция (26,8%), Чехия (26,1%), Египет (23,8%) и Япония (20,7%). Остальные страны, лояльные к экономическому климату Грузии, поделили между собой 2,6% всех инвестиций. По этому поводу Михаил Саакашвили даже сделал соответствующее заявление: "Инвестиции возобновились, но этого недостаточно. Хотя, имеются хорошие перспективы. Множество инвесторов приехало, которые, в связи с целым рядом геополитических факторов, готовы вкладывать деньги в Грузию". Зададимся вопросом - в какие секторы экономики иностранные инвесторы готовы вложить деньги?

- Я с абсолютной уверенностью говорю, что после российской агрессии ситуация, мягко говоря, была не очень выгодная для экономической активности. Потом к этому добавился мировой финансовый кризис, и это повлияло на инвестиционные потоки. В мире вообще стало меньше денег, чем было, но процессы, связанные с инвестиционной политикой исправляются. И сейчас наблюдается серьезная активность, оценка ситуации. Насчет экспорта: власти Грузии начали переговоры по свободной экономической зоне с Евросоюзом, которые займут месяцы, но это многообещающие возможности. Также нужно вкладывать в сельское хозяйство и туризм. Кроме того, банковский сектор развит в Грузии, коммуникации, порты - расположение Грузии привлекательно для инвесторов, - заявляет Давид Дарчиашвили.

Безусловно, Фонд Сороса уже значительно поспособствовал развитию банковской сферы Грузии, перечислив после "революции роз" 5 миллионов долларов на развитие государственного аппарата. Смело можно предположить, что эти миллионы до сих пор крутятся в банках Грузии, поддерживая видимость благополучия банковского сектора и принося неплохие проценты в карманы аппаратных чиновников. Думаю, что и известный своими "играми" Фонд Сороса прекрасно об этом осведомлен.

Только в таком случае необходимо, кроме отсутствия инвесторов, упомянуть и о внешнем долге, который дамокловым мечом висит над головой Грузии - 3,46 миллиардов долларов, что в 2,5 раза превышает государственный бюджет. В числе кредиторов - та самая Россия, после "агрессии" которой так значительно упал уровень грузинской экономики. Россия одолжила Грузии 117 млн. 438 тыс. долларов, а это всего на 338 тысяч меньше, чем лидер по количеству донорских вливаний - Германия.

Манана Начкебия считает, что нынешней власти пора перестать ковыряться с внешними проблемами, прикрываясь нестабильными отношениями с Россией, и обеспечить лояльность хотя бы внутри собственной страны:

- Мне понятно разочарование президента и нового министра оттоком инвестиций, но теми действиями, что они предпринимают, делу не поможешь. Вложение инвестиций - такая экономическая сфера, которая требует соответствующей законодательной базы. Но бизнесмены, постоянно находятся под давлением властей, которые их просто грабят, а закон не может защитить. И зарубежные инвесторы просто отказываются от своих обязательств. Это общеизвестно, для вложения инвестиций самое главное - это стабильность в стране, подходящая геополитическая ситуация и, в первую очередь, законодательная база: защищенность частного имущества. Ни одного этого показателя в Грузии сейчас нет. Цифры говорят о том, что за последнее время капиталовложения значительно сократились. А вот после августовских событий 2008 года, как ни странно, инвестиции в Грузию, наоборот, выросли. Я считаю, что инвестиции могут вкладывать не только европейские и западные инвесторы, но и арабские, а также российские. Капитал не имеет национальности. Грузинский народ не против российского капитала, если деньги не вкладывают в теневую экономику. Но они не тянутся сейчас в Грузию. Нет политической воли у правительства защитить бизнесменов, и эта ситуация обеспечивает практически нулевую гарантию, что в нашу страну будут вложены значительные средства.