Родители и дети

Грузинская пропаганда вновь нацелилась на церковь

GeorgiaTimes беседовал с одним из лидеров «Движения за справедливую Грузию» Петре Мамрадзе.

Положение дел в раздираемой внутренними противоречиями Грузии уже не раз сказывалось на духовенстве республики. Так, год назад в Сакартвело разгорелся нешуточный скандал. Он был вызван появлением в Интернете провокационных видеосюжетов, в которых голос, похожий на голос патриарха Илии II, открыто насмехается над церковью. Выяснилось, что к созданию роликов причастна представительница НПО «Институт свободы» Теона Тутберидзе.

Все бы ничего, да вот только этот «Институт Свободы», по мнению оппозиции, привел к власти как правящую партию «Единое национальное движение», так и нынешнего президента Михаила Саакашвили. «Это не НПО, а правительственная организация, и все шаги президента разрабатываются в вышеуказанном институте», - заявлял генсек Лейбористской партии Сосо Шатберашвили.

Год назад патриархия заявила, что в Грузии проводится информационная кампания, направленная на внедрение в населении недоверия к церкви и разрушение основ грузинского государства. В итоге на защиту Илии II встал президент страны Михаил Саакашвили.

Сейчас оппозиция предупреждает церковь о новой опасности. По словам Ираклия Аласания, власти страны постараются перекрыть социальный протест и перенесут внимание общественности с важных и болезненных вопросов в нескольких направлениях, в том числе и с помощью манипуляций темой церкви. Оппозиционер уверен, что действующий режим также разработает механизм противостояния с церковью, которое, по сути, будет искусственным. Примечательно, что первый прогноз Аласания уже начинает воплощаться в жизнь - Грузия с упорством пытается доказать Гаагскому суду и всему миру, что Россия уже 20 лет якобы устраивает в Абхазии и Южной Осетии этнические чистки.

Но осмелится ли Михаил Саакашвили втянуть в грязные политические игры церковь? Отвечая на этот вопрос корреспонденту GeorgiaTimes, Петре Мамрадзе подчеркнул, что власти страны действительно пытаются воздействовать на население пиар-методами. «Они контролируют три основные телекомпании, которые проводят пропаганду - они вещают на всю территорию страны, через них 90 процентов населения черпают информацию, - сказал оппозиционер. - Поэтому власти будут продолжать использовать медиа-пространство. Это основной рычаг, чтобы удержаться у власти».

По словам Мамрадзе, на протяжении многих лет государство неоднократно пыталось использовать в отношении церкви то кнут, то пряник. Он напомнил, что в 2008 году до выборов в парламент всем высшим церковным чинам правительство подарило дорогие джипы. Потом оказалось, что в них были вмонтированы подслушивающие устройства. «На церковных служащих пытаются воздействовать специальными методами, но, с другой стороны, за все эти годы патриарх Илия II добился независимости церкви от государства, и вовлечь ее в политические игры не сумела ни предыдущая, ни нынешняя власть, ни оппозиция», - рассказывает Мамрадзе.

Оппозиционер поясняет - в годовщину военно-политической авантюры Саакашвили в августе 2008 года Илия II заявил, что таких бессмысленных войн в Грузии никогда не было. «Сравните это заявление с тем, что пропаганда заявляет о нападении России и героической обороной Саакашвили, - говорит он. - Я очень надеюсь, что у церкви хватит сил, чтобы противостоять манипуляциям. И у меня нет сомнений в том, что патриарх не изменит свои принципы».

Вместе с тем, Петре Мамрадзе не исключил новых поползновений государства в отношении церкви. Вспоминая скандальную историю с видеороликами, оппозиционер рассказал, что они были запущены после того, как Илия II сказал: «Войны 2008 года не должно было произойти, и у нас были все возможности ее предотвратить, а когда капитан заводит судно на отмели и рифы, он должен вывести его обратно». Впрочем, отмечает один из лидеров «Движения за справедливую Грузию», год назад весь спектр общественного мнения Грузии встал стеной на защиту церкви, и властям стало ясно, что они пошли не тем путем, получив вовсе не ту реакцию, которую ожидали.

По всей видимости, сценарий годовой давности действительно может повториться. И дело здесь, похоже, не только в намерениях режима отвлечь людей от трудностей государства, но и в неуравновешенности президента страны.