Родители и дети

Саакашвили хочет быть вечным

GeorgiaTimes разговаривал с секретарем Лейбористской партии Кахой Дзагания.

Предложение урезать права президента для того, чтобы сбалансировать все ветви власти, поступило Михаилу Саакашвили от главы Венецианской комиссии Совета Европы Джанни Букикио еще в феврале. Неудивительно - концентрация власти в руках лидера республики, а также ограничение свобод СМИ и судов стали визитной карточкой действующего грузинского режима. Как заявил зимой Букикио, Грузии необходимо снизить зависимость парламента от президента и передать депутатам полномочия контроля над действиями главы государства.

Поразмыслив над советами и, очевидно, вспомнив о приближении срока окончания своих полномочий в 2013 году, Михаил Николаевич принял решение как следует поработать над поправками в Конституцию.

Обсуждаемые сейчас изменения действительно подразумевают смену президентской системы в Грузии на смешанную. При этом назначать премьер-министра будет победившая на выборах политическая партия, пишет «Кавказский Узел».

Однако, учитывая тотальное преимущество правящей партии «Единое национальное движение», разговоры о возможных кандидатах на должность премьера были бы наивными. Кто им станет, известно уже давно.

Еще летом, почуяв неладное, свою оценку до властей и населения страны попыталась донести оппозиция. Десять партий сделали совместное заявление, в котором потребовали от парламента не принимать новую версию конституции страны. Несогласные считают, что спешное рассмотрение законопроекта лишь даст Михаилу Саакашвили гарантии управления страной в будущем. «Внесенные изменения просто перемещают властные рычаги от президента в руки премьер-министра», - отмечает член общественной конституционной комиссии Закарий Куцнашвили. В этом коротком высказывании - вся суть нового законопроекта.

Тем не менее, подготовленный вариант планируемых изменений в Конституции Грузии уже пришелся Венецианской комиссии по душе. Там считают, что поправки полностью отвечают всем международным стандартам. По словам секретаря комиссии Томаса Маркерта, конституционная реформа - важное событие в истории страны. «Я считаю, что парламент Грузии детально рассмотрит конституционный проект и примет правильное решение», - добавил он.

Правильное ли? Благая, на первый взгляд, идея превратилась в политический фарс. Обратить внимание Венецианской комиссии на этот факт сейчас пытается лидер грузинских лейбористов Шалва Нателашвили. Оппозиционер уверен, что международные организации закрывают глаза на произвол Саакашвили. «При такой политике Совет Европы и Венецианская комиссия будут нести ответственность за все последующие события в Грузии, - заявляет он. - Кровавый режим Саакашвили конституционными поправками собирается продлить свою диктатуру на неопределенный срок». Лейбористы предлагают внести в Конституцию изменения, в соответствии с которыми президенту будет запрещено занимать посты премьер-министра и председателя парламента по истечении срока полномочий в должности главы государства. Но прислушаются ли к мнению несогласных?

Как заявил GeorgiaTimes Каха Дзагания, парламент республики наверняка оставит замечания лейбористов без внимания, поскольку главный законодательный орган страны состоит из членов правящей партии. Что же касается Венецианской комиссии, то оппозиционер напомнил, что она является консультативным органом, который лишь может давать свои рекомендации.

Впрочем, Дзагания полагает, что перспективы продавить предложенные лейбористами поправки есть. Для этого нужно, чтобы инициативу поддержали все несогласные. «К сожалению, большая часть оппозиции Грузии питается из рук самого Саакашвили, - говорит он. - Ведь отдельная критика изменений в Конституции лишь на руку президенту, она переводит внимание с главного вопроса. Да, есть много демократических стран, в которых президент после истечения срока полномочий идет в премьеры. Но Саакашвили хочет перепрыгнуть всех».

В заключение секретарь лейбористов добавил, что если поправки в Конституцию Грузии будут приняты в нынешнем виде, то Европа и весь мир получат на Южном Кавказе диктатора уже не на какой-то определенный срок, а навсегда. «Ведь, как вы знаете, сроков полномочия премьера не существует», - заметил Дзагания.

Вечная власть, мечта любого правителя. Чем не гениальная задумка? Похоже, если свое веское слово не скажет оппозиция, народу Сакартвело придется запастись бесконечным терпением.