Родители и дети

Тбилиси указали на нары

К концу сентября из под пера представителей Совета Европы вышел документ, в котором достаточно резкой критике подергается политика властей Грузии по отношению к заключенным. Основные претензии европейских наблюдателей вызвали невыносимые условия, в которых отбывают наказание грузинские граждане - в первую очередь, перегруженность тюрем Сакартвело. Также, согласно оценке членов ЕКПП, плачевная ситуация сложилась и с медицинским обслуживанием в тюрьмах Грузии.

Критикуются власти страны и в связи с тем, что после истечения сроков пребывания в местах лишения свободы экс-заключенные остаются фактически один на один с неприветливым грузинским обществом. В стране практически не существует программ реабилитации бывших зэков - на данный момент государство не собирается помогать им ни в трудоустройстве, ни в получении образования. Фактически, грузинские власти сами подталкивают своих граждан к совершению повторных преступлений. Таким образом, бессмертная заповедь воровского мира "украл, выпил, в тюрьму", предложенная героем Евгения Леонова в "Джентльменах удачи", становится для многих граждан страны, победившей в "розовой революции", все актуальнее и актуальнее.

Однако исправлять критическую ситуацию, сложившуюся в пенитенциарной системе Грузии, никто не намерен. Народный защитник Грузии Георгий Тугуши, комментируя отчет ЕКПП, подчеркнул, что не раз поднимал те же самые вопросы, о которых говорили и европейские наблюдатели. Михаил Саакашвили же, видимо, оказался столь увлечен реформированием полиции (вступлением в НАТО, неуемной критикой России, поиском кандидатки на пост министра обороны с как минимум четвертым размером груди - нужное подчеркнуть), что до нескольких десятков тысяч граждан страны, томящихся в тюрьмах Грузии, ему просто-напросто нет дела. Уж слишком въелась в сознание Михаила Николозовича привычка разделять вверенный ему народ на людей разного сорта. Особенно ярко это проявилось в национальной политике Саакашвили, но, судя по всему, грузинские зеки тоже смогут почувствовать себя "абхазами" и "осетинами".

Зато Мишико неоднократно показывал свою любовь к грузинским полицейским. Главным их успехом он считает победу над взяточничеством и фактическое уничтожение в стране института "воров в законе". Другое дело, что, согласно известному закону о невозможности пустоты в святых местах, коррупционная лакуна начала-таки заполняться...при помощи все тех же бравых сотрудников грузинских силовых структур. Рассказы о том, что полицейские и прокуроры занимаются откровенным "крышеванием" бизнеса любых размеров, стали в Грузии нормой, наподобие страшилок перед отбоем в детских лагерях. Видимо, чтобы окончательно избавиться от взяток, Михаилу Саакашвили стоит не только отгрохать для МВД республики прозрачный "дворец", но и переодеть всех полицейских в такую же прозрачную форму. Зрелище, конечно, будет не из приятных, но грузинский народ за период правления Саакашвили и не такого насмотрелся.

Комментируя доклад ЕКПП, руководитель тбилисского Института Евразии Гулбаат Рцхиладзе рассказал о том, что ситуация в пенитенциарной системе страны сложилась весьма и весьма плачевная. "В последнее время идет много разговоров о том, что условия содержания грузинских заключенных улучшаются. Однако, во-первых, сообщают об этом сами власти, а, во-вторых, никаких возможностей проверить эти заявления нет", - отметил Рцхиладзе в интервью корреспонденту GeorgiaTimes, пояснив, что, согласно грузинским законам, навещать заключенных могут только члены его семьи.

По оценкам Рцхиладзе, в последние годы наблюдается резкий скачок количества заключенных, содержащихся в грузинских тюрьмах - на данный момент этот показатель составляет около 30 тысяч человек. "Для такой маленькой страны, как Грузия, это огромный показатель. Кстати, эти цифры примерно в два, два с половиной раза превышают аналогичные показатели при Шеварднадзе", - подчеркнул эксперт.

Гулбаат Рцхиладзе открыто называет Грузию полицейским государством, подчеркивая, в частности, особые привилегии сотрудников правоохранительных органов, выделенных режимом Саакашвили. По словам директора Института Евразии, работникам полиции в банках страны выдаются льготные кредиты, как госслужащим. "Сложилась такая ситуация, при которой грузинское государство щедро финансирует эту систему. Министерство внутренних дел сейчас представляет из себя "cуперминистерство", по сути, государство в государстве", - отметил эксперт. "Это непрозрачная система, равно как и прокуратура, как и вся правоохранительная система, которую, скорее, нужно называть силовой", - добавил он.

Рцхиладзе согласен с тем мнением, что в Грузии на место "воров в законе", фактически, пришли представители силовых структур государства: "К любому бизнесмену могут прийти и потребовать вдруг немыслимую сумму. Его могут схватить и посадить в тюрьму. Я не утрирую - в Грузии именно поэтому очень тяжело вести бизнес. Жаль, что достижения властей в борьбе с организованной преступностью в итоге приняли такие уродливые формы".