Родители и дети

Грузия с Афганистаном идет на абордаж

"У нас в Грузии хорошая логистика и безопасный, защищенный маршрут. Это будет тот маршрут, на котором невозможно будет осуществить какое-либо блокирование", - заявил Расмуссену Михаил Саакашвили.

Судя по всему, грузинский лидер продолжает витать в своих евроатлантических грезах. Да, от стандартов НАТО Сакартвело отделяют миллионы световых лет, но ведь есть и другой способ попасть в приоткрытую Расмуссеном дверь - выслужиться перед альянсом. Вот только погоня Саакашвили за мечтой уже начинает оборачиваться для республики человеческими жертвами: три грузинских миротворца погибли в боях с террористами, которые Грузии как таковой не сделали ровным счетом ничего.

Но, похоже, этих потерь для амбициозного руководства страны мало. Мало почти тысячи миротворцев, отправленных в Кабул и Кандагар завоевывать для Сакартвело право на мифическое членство в НАТО. С упорством, достойным восхищения, президент Грузии продолжает настаивать на вовлечении всей территории своей страны в вялотекущую антитеррористическую операцию. Мишико готов предоставить силам альянса грузинские морские порты и аэропорты для дозаправки и технического обслуживания военно-транспортных самолетов.

Ему все равно, что война американцев против террористов идет уже восемь лет и, несмотря на усилия Североатлантического альянса и его партнеров, за последнее время ситуация в регионе только обострилась. Все равно, что сейчас в Афганистане находятся 38 тысяч солдат стран-партнеров НАТО. Грузинский лидер предлагает республику Вашингтону в безвозмездное пользование на благо западной демократии.

Некоторые эксперты полагают, что предложение Саакашвили - это скорее символический шаг, посредством которого он демонстрирует свои симпатии к НАТО и Соединенным Штатам. И такое не исключено, ведь реальной нужды в грузинском плацдарме Обама действительно не испытывает, тем более что прямое американское присутствие в Афганистане сворачивается.

Найдутся, возможно, и те, кто скажет: мол, Афганистан Грузии более чем знаком. Да, республика уже участвовала в операциях на его территории. С сентября по декабрь 2004 года там несли службу полсотни ее военнослужащих. Но, во-первых, ситуация шесть лет назад была иной, а, во-вторых, пятьдесят солдат - это не тысяча. Не внушает оптимизма и работа американских инструкторов, которые обучали грузинских миротворцев в рамках подготовки к боевым операциям в Афганистане. Эти знания не спасли полковника Рамаза Гогиашвили, сержанта Давида Цецхладзе, капралов Георгия Колхиташвили и Нугзара Каландадзе, погибших во имя химеры.

Думаю, если НАТО все же согласится с предложением грузинского лидера и начнет использовать республику в качестве плацдарма, то Грузия по недальновидности собственного правителя может быть втянута в куда более серьезные разборки, нежели бои на улицах афганских городов. Ведь террористы мстят, причем мстят отнюдь не тем, кто принимает решения. Чудовищная логика камикадзе заставляет смертников уносить с собой жизни ни в чем не повинных людей. Задумывался ли об этом Михаил Николаевич, показывая свое намерение вовлечь страну в борьбу с мировым злом? Или просто решил не оставаться в стороне после того, как Вашингтон поблагодарил Москву за открытый Россией "северный коридор"?

О вовлечении Сакартвело в войну против мирового зла корреспондент GeorgiaTimes говорил сзаместителем генерального директора Фонда "Центр политических технологий" Сергеем Михеевым и грузинским военным экспертом Гией Мелитаури.

Примет ли НАТО предложение Саакашвили?

Михеев: Трудно сказать, поскольку из Брюсселя доносятся довольно противоречивые заявления по поводу Грузии. С одной стороны, альянс говорит о том, что обязательно примет республику в НАТО. С другой, через день они заявляют о том, что Грузии еще предстоит многое сделать для того, чтобы страну приняли в блок. Поэтому отношение альянса к грузинским предложениям понять сложно. И, откровенно говоря, Грузия будет полезна американцам не для операции в Афганистане, потому что это довольно далековато, а для операции против Ирана. Вот в этом, на мой взгляд, и заключается реальное предложение Саакашвили. Логика грузинского президента остается прежней: Грузии нечего предложить на мировых рынках сбыта, кроме своего геополитического положения. Им республика торгует уже достаточно долгое время. Поэтому она становится коридором для обходных маршрутов по доставке углеводородов из Центральной Азии в обход России. Или, к примеру, может стать плацдармом для давления на юг России.

Мелитаури: Грузия уже довольно давно используется как транспортный коридор в Афганистан. Частично это относится к морским и сухопутным перевозкам, которые обеспечивают тыловую поддержку контингенту НАТО. Речь в данном случае может идти о расширении этого коридора.

Если альянс все же будет активно использовать Грузию для борьбы с экстремизмом, не станет ли Тбилиси объектом мести террористов?

Михеев: Думаю, это вполне реальный вариант. А если уж, не дай Бог, Грузия станет помогать американцам в операции против Ирана, то проблемы ей гарантированы на сто процентов. И никто ее не защитит, никакие Соединенные Штаты и никакие нефтепроводы Баку - Тбилиси - Джейхан ей не помогут.

Мелитаури: Угроза терроризма существует во всем мире для всех. Ни одно государство на сегодняшний день не застраховано от этих угроз. Конечно, в какой-то степени расширение участия Грузии в операциях НАТО само собой повышает риск террористических атак. Но этот риск одинаков для любых стран, участвующих в этой операции. Как известно, Россия также поддерживает миротворческие операции и предоставляет свое пространство странам-членам альянса.

Получается, во мнениях по поводу участия Грузии в антитеррористической операции наши собеседники разошлись. Но рассудит их только Пентагон - когда примет соответствующее решение и отреагирует на "щедрое" предложение Саакашвили.