Родители и дети

Запуганная Грузия: Хичкок отдыхает

На Михаила Саакашвили в Страсбурге пухнет досье с обвинениями в преступлениях против человечности. Иски поданы не только из России, Абхазии и Южной Осетии, но и из Грузии. Адвокат Шалва Хачапуридзе недавно передал гаагскому судье материалы, которых достаточно для того, чтобы усадить президента на скамью подсудимых. Лидер движения "За победу" и партии "Наша Грузия" считает, что Саакашвили установил в стране антинародный, полицейский режим.

- Где узурпация власти, где диктатура, там складывается такая ситуация. Новый плакат вышел, на улицах Тбилиси стоит - Саакашвили пальцем показывает и говорит: "А тебя еще не арестовали?". Половина Грузии уже по тюрьмам посидела. Половина Грузии выехала. Представляете, из четырехмиллионной страны два миллиона осталось в Грузии? Один миллион живет у вас в России. Если будешь говорить о политике и общественных делах с российской стороной, тебя сразу обвинят, что ты - агент России. Агентов арестовывают, - рассказал Хачапуридзе GeorgiaTimes по приезду в Москву. - Ситуация та, что была в Германии во времена Гитлера.

- Адвокатам, насколько я знаю, в Грузии тоже опасно. Недавно к вам приезжал из Европы Эрик Хоистер, член исполнительного совета Ассоциации адвокатов Германии, президент Бременской коллегии адвокатов.

- Делегация с ним во главе приехала как раз для того, чтобы расследовать все преступления против адвокатов, в том числе и дело о нападении на меня. 200 адвокатов в Грузии в данный момент сидят в тюрьмах. Говорят, когда Фидель Кастро пришел к власти, тогда было нечто подобное на Кубе. Больше нигде такой ситуации не было. Может быть, из этих адвокатов кто-то и виноват. Но такое число заключенных свидетельствует о том, что система не состоялась. В основном сидят по статье 180 ("Мошенничество"). Говорят: адвокат обещал что-то, но не сделал. Это те люди, которых правительство хотело отстранить от дел. Как раз вот эти вопросы европейская коллегия расследовала.

- Чем закончилось ваше дело? Летом на вас напали и избили...

- Было два дела, о нападении на меня и повреждении моей машины. В данный момент об избиении следствие прекратили, а о машине следствие продолжается. Мы ждем последнего решения, чтобы его обжаловать и потом обратиться в Страсбургский суд. Я не надеюсь, потому что судейская система вообще не существует в Грузии. Я как раз в Гаагский суд написал, что с момента прихода Михаила Саакашвили к власти было вынесено всего 15 оправдательных приговоров, и это за 7 лет! И те судьи, которые вынесли оправдательные приговоры - из них двое сидят в тюрьме, а пять человек сразу же освободили от должности.

По данным Хачапуридзе, помимо 15 тысяч заключенных, в Грузии еще 250 человек находятся под действием уголовно-процессуального соглашения. Они регулярно отмечаются в органах системы исполнения наказаний и в любой момент, за малейший проступок могут оказаться в тюрьме. Таким образом, режим держит людей в страхе.

Суды и тюрьмы - еще не самые страшные методы запугивания населения. Еще опаснее прямые угрозы жизни, которые чаще всего получают журналисты. В прошлом году предупреждением независимому телеканалу "Маэстро" стал взрыв у его офиса в разгар оппозиционных акций протеста. В этом году представители власти серьезно взялись за региональную телекомпанию "Триалети".

В октябре один из братьев-соучредителей Джонди Нанеташвили был избит патрульной полицией, а затем еще и оштрафован судом Гори. Совсем недавно в кафе журналисты телекомпании стали свидетелями разговора местных чиновников, которые угрожали жизни Нанеташвили, если телеканал не прекратит выпускать критические сюжеты.

За "Триалети" вступилась "Грузинская партия" под руководством экс-омбудсмена Созара Субари. Во время поездки в Гори он призвал прекратить давление на свободную прессу и обратился за помощью к международным организациям.

Братьев Нанеташвили оппозиционное заступничество не слишком-то обнадеживает. Батоно Бадри - главный редактор и второй соучредитель телекомпании, живущий не в Шида-Картли, а в Тбилиси - считает, что против канала работают власти и полиция, которым противостоять невозможно.

Дело об избиении Джонди Нанеташвили, которое удалось возбудить благодаря помощи Ассоциации молодых юристов Грузии, до сих пор не раскрыто. Из полиции приходят только расписки. А журналисты получают новые угрозы.

- Несколько человек сидели в кафе и говорили о телекомпании "Триалети". Они обещали, что если не закончатся критические телесюжеты, то, поскольку я, Бадри, сижу в кабинете в Тбилиси и до меня добраться трудно, они убьют моего брата. Джонди живет в Карели (соседний с Горийским район Шида-Картли - ред.). Наши сняли момент, когда эти люди выходили из отдельного кабинета кафе. Среди говоривших были житель Карели Тамаз Кобадзе и заместитель председателя Сакребуло Илья Баблидзе. Других мы не узнали, - рассказал Бадри Нанеташвили GeorgiaTimes.

- Вашим журналистам удалось записать угрозы на пленку?

- Нет, к сожалению, разговор внутри кабинета было плохо слышно, микрофон камеры его не уловил. Мы сделали сюжет по телевидению и послали письмо в государственные органы об этой угрозе. Но никто нам не ответил. Еще мы собираемся обратиться к послам других стран, чтобы они замолвили за нас слово. Оператор, который снимал сюжет, уволился, потому что ему пообещали бросить во двор гранату. Он боится.

- Как вы думаете, выступление Созара Субари что-то изменит?

- Не думаю. На нас очень давят государственные структуры. Они хотят нас обанкротить. Если кто-то у нас заказывает рекламу, к нему приходит налоговая инспекция и предупреждает: "У вас, наверно, много денег, если хватает на рекламу". И начинаются проверки. В конце концов, люди боятся делать рекламу в нашей телекомпании.

- Кроме вас есть еще такие региональные оппозиционные телеканалы, которые выступают против властей?

- Мы не выступаем против власти. Мы стараемся показывать правду. Что требуют люди, то мы снимаем и даем возможность правительству оправдаться или исправить ситуацию. Но правительство не хочет этого. Они хотели бы занять весь эфир. В Тбилиси еще есть независимые каналы "Маэстро" и "Кавкасиони". А другие региональные телекомпании боятся. Если кто и хотел работать по принципу свободы слова, то увидев, как давят и угрожают нам, они уже передумали и даже более активно начали служить властям.

Страх - основа режима Михаила Саакашвили. Но рано или поздно, как показывает история, диктаторов разоблачают. Вопрос лишь в том, как долго гордые грузины будут сносить унижения и устрашения.