Родители и дети

Запад разочарован в демократии Сакартвело

International Crisis Group составила доклад о политической системе страны. Но вопреки грузинским прогнозам, вывод авторов сего документа оказался не слишком лицеприятным. Несмотря на активную пропаганду демократии в кавказской республике, даже западные эксперты сомневаются в существовании оной. И считают, что следующие президентские выборы покажут, сколь правомерна эта зашкаливающая уверенность Михаила Саакашвили в завтрашнем дне.

"Правительство Грузии остается крайне централизованным как по вертикали, так и по горизонтали. Несмотря на то, что правящая партия занимает большинство мест в парламенте и районных администрациях, основные решения в стране принимает сравнительно небольшая группа людей", - такие неутешительные слова прозвучали в адрес руководства Сакартвело. Правда, действующая власть оценкой иностранных экспертов не оскорбилась, наоборот - следующий абзац поднял самооценку президента Грузии прямо-таки до небес.

Авторы доклада считают, что имидж, который избрал себе Саакашвили после августовских событий 2008 года, очень выгодно подчеркивает его позицию по отношению к мировому сообществу. После признания Россией суверенности Абхазии и Южной Осетии, общественность с огромным трудом, но все-таки распознала в лице главы Грузии "героя в борьбе против российских негодяев". Однако грузинская эйфория продлилась недолго, и теперь специалисты утверждают: овечья шкура, которой бесстыдно прикрылся Михаил Николозович, трещит по швам.

Причиной тому - грядущие президентские выборы. А согласно заявлениям грузинского правительства, Мишико до сих пор не определился с выбором преемника. И в этом случае либо президент Сакартвело решил одолеть третий срок, либо он постепенно утрачивает доверие приближенных. Ведь став премьер-министром, он вынужден будет считаться с мнением главы кавказской республики, а посему это должен быть человек аполитичный.

"Дело даже не в самом Саакашвили, а в тех людях, которые неконституционным путем через него управляют ситуацией в стране. Я не думаю, что Саакашвили попытается остаться на третий срок, поскольку это будет серьезный удар по его имиджу как демократа, и западноевропейские партнеры уже не станут поддерживать его. Он спекулирует и хорошо продает на Западе этот образ. Я не исключаю, что он проделает тот же путь, что и Владимир Путин. Но, возможно, пост премьера готовится для другого человека. Может быть, премьер-министром станет Вано Мерабишвили. Однако все зависит от того, насколько тяжело будет им управлять. Возможно, правящая элита откажется от своего мифа о демократическом государстве. Исходя из природы Саакашвили, можно сделать предположение: выбирать будут из тех людей, которые наименее политизированы и не имеют влияния на общество", - поделился своими наблюдениями конфликтолог и член "Республиканской партии" Паата Закареишвили.

В докладе перечислены несколько фигур, которые имеют все шансы стать следующим президентом Грузии, - это председатель парламента Давид Бакрадзе, нынешний мэр Тбилиси Гиги Угулава, министр образования Дмитрий Шашкин и даже оппозиционер Ираклий Аласания.

Если это те кандидатуры, на которых указало само руководство республики, выбор удивляет. Главу грузинской столицы явно нельзя назвать аполитичным, поскольку он представляет ультралиберальную группировку в команде действующего президента - Институт свободы. Дискредитированный министр образования Дмитрий Шашкин даже на транспарентных выборах не сможет набрать достаточное количество голосов, а имя оппозиционного Ираклия Аласания и произносить смешно. Зато Давид Бакрадзе - человек проверенный и неспособный создавать политические группировки.

Но наш другой собеседник, эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов, полагает, что все перечисленные имена были названы декларативно. И истинный кандидат до самого начала цикла предвыборной кампании останется в тени.

"Заявленные имена могут быть элементом информационной борьбы. Обычно в рамках такого информационного вброса называются те игроки, которые не претендуют на пост премьер-министра или президента. Как показывает практика, преемник определяется внутри клана, и я не представляю, что выбор будет сделан иным способом. В любом случае на стратегическую должность уйдет один из сильных представителей действующего президента или консолидированный кандидат. В любом случае это будет серьезный функционер - тот человек, который сможет сохранить договоренности, завязанные на действующем президенте. Но такую фигуру сейчас никто называть не станет в расчете именно на информационный эффект, чтобы не создать консолидированное мнение", - рассказал он в интервью GeorgiaTimes.

Итак, сможет ли Мишико преподнести всем сюрприз? Судя по всему, ближайшие два года Грузия продолжит интриговать мировое сообщество ответом на самый любопытный вопрос. Станет ли кавказская республика по-настоящему стабильной, с современной демократией или же деградирует до болезненной, псевдо-плюралистической системы в стадии стагнации?