Родители и дети

Грузино-российскому досье осталось недолго?

Скучное, а главное, непродуктивное обсуждение августовских событий 2008 года в стенах Парламентской Ассамблеи Совета Европы могло закончиться еще летом. Тогда комиссия ПАСЕ по мониторингу раскололась на две части, причем ровно пополам: 16 - "за", 16 - "против". Но разлад в рядах ассамблеи, которая в свое время даже требовала от России отозвать решение о признании Абхазии и Южной Осетии, дал Москве определенные надежды.

Действительно, отношение Запада к грузинскому режиму из-за августовской войны со временем изменилось. Как резонно отмечали политологи, Европа осознала ловушку, которую ей поставил Саакашвили. "Правозащитники оказались на стороне Грузии, но затем они обнаружили, что нарисованная перед ними картина на самом деле отличается от реальной", - поделился с GeorgiaTimes своим мнением директор Фонда исследований проблем демократии Максим Григорьев, добавив при этом, что продолжение грузинской темы с антироссийской направленностью в поддержку Саакашвили уже стало неким моветоном в европейской политике.

Позже высказался и замглавы российской делегации в ПАСЕ Леонид Слуцкий. Он предположил, что европарламентарии могут определиться с досье в конце года на парламентской конференции. "ПАСЕ существенно продвинулась вперед о выходу из тупика, сложившегося вокруг российско-грузинского досье, - отметил он. - Грядущая конференция даст возможность решить, нужно ли продолжать на площадке ПАСЕ работу над данным документом в формате отдельного доклада или "растворить" его в страновых мониторинговых докладах по России и Грузии".

Вопреки здравому смыслу, досье продолжает существовать до сих пор. Радует одно - в первоначальном виде жить ему, похоже, осталось недолго. Ведь теперь даже генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд выступает за то, чтобы Грузия отказалась от попыток политизации документа и согласилась с политикой "малых дел", то есть урегулирования гуманитарной ситуации в зоне конфликта.

Правда, решение насущных вопросов Тбилиси волнует в последнюю очередь: делегация из Сакартвело попросту отказалась приехать в Париж на обсуждение досье. "Делегации Грузии там не будет, поскольку мы ждем выполнения Россией резолюций ПАСЕ, - заявила замглавы МИД республики Нино Каландадзе. - Ассамблея приняла три очень важные резолюции, в которых она прямо и очень жестко призвала Россию выполнить международные обязательства".

Если этим демаршем грузинская сторона намеревалась что-то изменить, то вышло довольно коряво - ничего, кроме удивления, такой шаг не вызвал. "У грузинской делегации значительно сузились возможности для маневрирования и продолжения той демагогической линии, которую они занимали после августовских событий и которую сейчас из-за существенно изменившихся реалий в связи с докладом ЕС уже продолжать не могут", - констатирует председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев.

Судя по всему, вариантов в сложившейся ситуации немного. Либо досье закрывают окончательно, либо трансформируют его в план по решению приграничных вопросов. О перспективах корреспондент GeorgiaTimes говорил с генеральным директором Совета по национальной стратегии Валерием Хомяковым и экспертом Института стратегических оценок и анализа Сергеем Демиденко.

Хомяков: Для грузинской стороны ничего хорошего ждать не стоит. Хоть ПАСЕ и политизированная структура, все-таки там достаточно много людей, которые из-за Грузии не будут ссориться с Россией. Тем более, многие депутаты в той или иной степени понимают, что это может привести к изменению политики Москвы в отношении несогласных стран. Такой прагматизм должен взять верх над политизацией. Поэтому я думаю, что досье в итоге закроют. Да, небольшая часть делегаций будет настаивать на том, чтобы документ рассматривали и далее, но это в данном случае уже не принципиально.

Демиденко: Я не думаю, что досье будет закрыто. Вялые переговоры в "коматозном" состоянии так или иначе будут сохраняться. Пока до нормализации отношений между странами невообразимо далеко, а перспективы начала полноценного диалога еще более туманны. Но площадка для диалога все равно нужна, поскольку Южный Кавказ остается сферой геополитических интересов Москвы, и пока неизвестно, как будет складываться ситуация. Окончательно разбежаться двум странам не удастся, в первую очередь по экономическим вопросам. Ну, а поскольку политика является продолжением экономики, на перспективу площадка в ПАСЕ нужна. Да, сейчас Грузия хочет подчеркнуть статус обиженной страны, но мировое мнение об августовском конфликте существенно изменилось, и если бы Запад жалел Грузию, то она бы уже давно была членом НАТО.