Родители и дети

Мишико нападает на Германию

GeorgiaTimes говорил с генеральным директором Совета по национальной стратегии Валерием Хомяковым и экспертом отдела Кавказа Института стран СНГ Русланом Харабуа.

"По иронии судьбы, теперь все признают, что Грузия - лучший ученик, но вместе с тем не позволяют ей перейти в следующий класс, - пожаловался Михаил Саакашвили. - Это не очень хорошо. Если же говорить о том, когда мы вступим в НАТО, то я скажу, что не знаю. Задайте этот вопрос в Вашингтоне, Брюсселе и, особенно, в Берлине".

Грузинский лидер также добавил, что, несмотря ни на что, Тбилиси должен продемонстрировать движение в направлении евроатлантической интеграции. "Надо идти вперед, работать, работать, работать, и рано или поздно мы будем в НАТО", - цитирует его "Клуб экспертов".

Немудрено, что высказывание президента страны тут же подхватила местная пресса. А если учесть, что на днях сайт Wikileaks обнародовал очередную порцию "секретных материалов", в которых рассказывается об усилиях Берлина, якобы заблокировавшего предоставление Грузии в 2008 году Плана действий по членству в НАТО, то о масштабах истерии в грузинских СМИ догадаться несложно. Неудивительно, что некоторые издания даже успели окрестить Германию, Францию, Голландию, Испанию и Норвегию "бандитской пятеркой".

Назвать немцев и голландцев ярыми сторонниками вступления Грузии в Североатлантический альянс действительно нельзя. Сейчас тамошние политологи без обиняков называют Сакартвело "увядшей демократической" страной, а Михаила Саакашвили - безумцем. Да и их грузинские коллеги также прекрасно понимают, что ряд стран Западной Европы, мягко говоря, не в восторге видеть Тбилиси членом НАТО.

Но не будем забывать, что еще со времен своего прихода к власти Саакашвили провозгласил евроатлантический курс основополагающим вектором своей политики. Как показывает время, от этой мечты президент Грузии, похоже, постепенно отказывается. Так зачем перекладывать проблемы с больной головы на здоровую и объяснять полный провал своей политики внешними факторами, Михаил Николаевич? О странной логике грузинского лидера корреспондент GeorgiaTimes говорил с известными российскими экспертами.

Валерий Хомяков: Достаточно много стран из "старой" Европы не хотят видеть Грузию в НАТО ни за какие коврижки. Но главная техническая проблема состоит в том, что у Тбилиси есть территориальные проблемы. Североатлантический альянс - это не пионерский отряд, куда взяли Саакашвили и повязали на него галстук. Там достаточно сложная процедура приема. Для этого необходим консенсус всех стран-участниц. И если "молодая" Европа какое-то время склонялась к тому, чтобы принять Грузию в НАТО, то другим странам это ни к чему. У блока и так достаточно проблем без этой республики, связанных с реорганизацией и новой системой мировой безопасности. В Брюсселе сидят прагматичные люди, и этот "пионер" им не нужен.

Да, Германия неоднократно высказывалась, что она против Грузии в НАТО. Причем это происходило и при нахождении у власти социал-демократов, и сейчас, во времена христиан-демократов. Некоторое время назад Соединенные Штаты проталкивали идею принятия Грузии в блок, но столкнулись с сопротивлением ряда стран в этом вопросе. Ведь как Грузия может усилить блок со своими проблемами? Думаю, Михаил Саакашвили может обвинять и Германию, и другие страны, но ему сейчас лучше заняться своей страной и ее экономикой, а не думать о НАТО, Евросоюзе и других международных организациях, где его не очень ждут.

Руслан Харабуа: главной помехой всему Кавказу является сам Саакашвили. Что же касается роли Берлина в отношениях Грузии и НАТО, то, действительно, Ангела Меркель еще в 2008 выступала против этой идеи. Но я не думаю, что Германия - это основная причина всех бед Тбилиси. Есть множество препятствий со стороны самой Грузии, в том числе и территориальные проблемы. Более того, не урегулированы отношения с Россией. В целом, вряд ли в Брюсселе кто-то согласится на то, чтобы принять Грузию в Североатлантический альянс в ближайшие 20-25 лет.