Родители и дети

Грузия на пороге бунта

Уверенность в том, что в скором времени Грузия может вспомнить о своем недавнем революционном прошлом, на своей недавней пресс-конференции выразил один из лидеров грузинской оппозиции, руководитель "Национального форума" Губаз Саникидзе. Оппозиционер объяснил, что поводом к новым протестным выступлениям - на сей раз направленным против режима Саакашвили - могут послужить многочисленные волнения в Африке и на Ближнем Востоке. "В Грузии сейчас такая ситуация, что в любой момент, даже и из-за незначительного случая, может произойти революция. И Михаил Саакашвили предстанет перед судом", - уверен Саникидзе.

Глава "Национального форума" и раньше говорил о возможности повторения "египетского сценария" в Грузии. Он абсолютно уверен в том, что западные страны в этом случае не станут поддерживать своего ставленника Михаила Саакашвили. "Он не более ценен Западу, чем глава Египта Хосни Мубарак, а Грузия не более важна, чем Египет", - полагает Губаз Саникидзе.

Действительно, нынешняя ситуация в Грузии в какой-то мере подходит под определение "предреволюционной", но еще не дошла до полного соответствия с ленинской формулировкой - о низах, которые не хотят, и верхах, которые уже не могут. Но в воздухе над Тбилиси, Батуми, Кутаиси и Гори витает ощущение грозы. Его подпитывают и телесюжеты из Египта, Туниса, Йемена, которые, в свою очередь, становятся плодородной почвой для разговоров на грузинских улицах, общая тема которых сводится к одному - вот бы и у нас "бабахнуло"!

Впрочем, как уверил корреспондента GeorgiaTimes известный грузинский эксперт, руководитель тбилисского Института Евразии Гулбаат Рцхиладзе, власти страны чувствуют себя достаточно спокойно, несмотря на удручающее состояние республики. "Запад, конечно, может сдать Саакашвили, но пока для него нет такой непосредственной опасности, поскольку он не дает оппозиции шанса на какие-то шаги. Да, ситуацию в Грузии можно сравнивать с состоянием тех стран, в которых сейчас произошли революции. Социально-экономический фон очень тяжелый, всё время дорожают продукты, топливо. Людям очень тяжело, государство душит всех - и простых граждан, и бизнесменов, поскольку нуждается в деньгах, чтобы наполнить бюджет. Объем ВВП снизился, как и показатели экономического роста. Есть определенные предпосылки для того, чтобы сказать, что в Грузии может случиться бунт. Но в отличие от арабских стран, наш народ имеет другой характер - более индивидуалистский. Нет такого, чтобы все сразу спонтанно вышли на улицы", - объяснил эксперт.

Принципиальная разница между грузинами и египтянами, по его мнению, заключается также в общем уровне политической активности. "В Грузии за последние два-три года была выплеснута огромная политическая энергия. Люди пошли бы на все, чтобы сместить эту власть. И тогда оппозиция просто сплоховала, вследствие чего сейчас оказалась дискредитирована и теперь фактически ничего собой не представляет", - заявил Гулбаат Рцхиладзе в беседе с нашим корреспондентом.

Единственными реальными противниками нынешнего грузинского режима, по его мнению, являются люди, которые возглавляют грузинские диаспоры за рубежом - прежде всего в России. Однако они фактически лишены непосредственного доступа к политической жизни Грузии, причем это не обошлось без вмешательства официального Тбилиси. "Грузинская власть опасается не внутренней оппозиции, а тех сил, которые находятся за рубежом, имеют и финансовые, и политические возможности для борьбы с ней", - уверен глава Института Евразии.

По его словам, революция, если таковая произойдет в Грузии, должна привести не просто к свержению режима Михаила Саакашвили, а к коренному изменению политики страны - как внутренней, так и внешней. В противном случае получится "просто косметическая смена власти", после которой освободившееся место одного диктатора займет другой. "Необходимо будет поставить другие акценты в идеологии, внешнеполитической ориентации, переосмыслить место Грузии в мире. Проблема не в Саакашвили и его людях, - подчеркнул Гулбаат Рцхиладзе. - Проблема в том, как себя воспринимает Грузия в качестве субъекта международной политики".