Родители и дети

Военный транзит в никуда

GeorgiaTimes рассказал эксперт московского Института военного и политического анализаАлександр Храмчихин.

Многие наблюдатели, в том числе, в самой Грузии, услышав новость об отмене соглашения с Россией о военном транзите, сильно удивились: все считали, что этот документ давно утратил свою силу. И действительно, в последний раз Москва запросила у Тбилиси коридор для транзита аж в июле 2008 года. С тех пор российская техника не переправлялась в Армению через территорию Сакартвело.

С формальной точки зрения Тбилиси прекращает действие международного соглашения в соответствии с существующими нормами. Срок договора, заключенного на 5 лет, истек 31 марта этого года. По закону, если одна из сторон хочет отказаться от обязательств по документу, то она должна провести все необходимые процедуры для его денонсации в течение полугода с момента окончания его действия. В ином случае соглашение о транзите военных грузов через территорию Грузии автоматически продлевается еще на пять лет.

Таким образом, грузинские власти просто провели техническую процедуру прекращения действия международного договора. Однако, как это принято в традициях тбилисской школы публичной политики, скучный юридический процесс превращен в большой и шумный информационный повод.

Российско-грузинское соглашение о военном транзите было подписано в 2006 году. Появилось оно как раз в тот период времени, когда между двумя странами шли переговоры о выводе военных баз из Батуми и Ахалкалаки. Этот документ стал своего рода компенсацией Москве. Российская сторона получила возможность использовать как воздушное, так и наземное пространство Грузии для доставки грузов на 102-ю военную базу в армянском Гюмри. Однако после событий августа 2008 года Россия ни разу не воспользовалась этим коридором. Как сообщают грузинские военные эксперты, лишь однажды министерство обороны РФ обращалось к Тбилиси с просьбой пропустить технику в Армению. Грузины отказали, и с тех пор снабжение военной базы ведется по другим маршрутам. По каким именно - никто из экспертов не знает. Об этом корреспонденту GeorgiaTimes рассказал Александр Храмчихин, эксперт московского Института военного и политического анализа.

"Понятно, что российские военные каким-то образом решают проблему с доставкой грузов в Армению. Ведь прошло уже почти три года с тех пор, как грузинский маршрут закрылся", - говорит Храмчихин.

В то же время эксперт отмечает, что никакой существенной политической нагрузки решение грузинского парламента не несет. "Соглашение давно не действует. Поэтому никаких последствий после его аннулирования быть не может", - заявил Александр Храмчихин.

Итак, парламент Грузии по инициативе президента страны Михаила Саакашвили аннулирует "мертвое" соглашение с Россией, но делает это так, как будто произошло очень значительное политическое событие. На шум уже подтянулись представители экспертного сообщества, вещающие о больших, почти геополитических изменениях на Кавказе.

Например, депутат парламента Азербайджана Расим Мусабеков считает, что со вчерашнего дня после решения грузинского парламента можно вести отсчет усиления позиций Азербайджана. Трудно понять, где именно азербайджанский парламентарий усмотрел взаимосвязь между транзитом военных грузов для российской базы в Армении и позициями Азербайджана.

Известный грузинский политолог Мамука Арешидзе также комментирует отмену договора о военном транзите. Он рассуждает о том, каким путем российские военные будут доставлять грузы в Армению теперь, когда закрылся грузинский коридор. Но Арешидзе, как и большинство других комментаторов, почему-то забыл, что грузинский коридор не работает уже три года, а российская военная база в Армении каким-то образом снабжается, и на ленты новостных агентств не поступало сообщений о голоде среди российских военнослужащих в Гюмри.

Символично, что в Тбилиси официально разорвали соглашение с Россией как раз в тот момент, когда министр обороны страны Бачо Ахалая находится в Армении с визитом. В Грузии понимают, насколько важно для Еревана сотрудничество с Россией в оборонной сфере. Однако, именно в Армении абсолютно спокойно отреагировали на события. Никакой паники, а только здоровая, прагматичная реакция. В Ереване уверены, что российско-армянское военное сотрудничество останется столь же тесным. Видимо, для армян не секрет, каким образом последние три года россияне снабжают свою базу в Гюмри.