Родители и дети

Россия засыплет Абхазию мелочью

Впрочем, речь идет только о мелочи - монетах достоинством по пять и десять рублей. Проблема на поверхности и выглядит практически как бытовая: в Абхазии не хватает мелочи для использования в розничной сети и в сфере услуг. Бумажные десятирублевые банкноты последовательно выводятся из оборота, они уже очень старые, а вместо них можно пользоваться мелочью. Но проблема в том, что она до республики практически не доходит. Проблема с разменной монетой существует во многих регионах самой России, а в Абхазии, пользующейся российским рублем, и подавно.

Раньше Национальный банк Абхазии решал эту проблему следующим образом. Кредитные учреждения республики подавали свои заявки в главный банк страны, а его представители, в свою очередь, с этими заявками отправлялись в Сочи, где местный расчетно-кассовый узел российского Центробанка помогал абхазским коллегам решить проблему с наличностью. Последний раз абхазские банкиры обратились за такой помощью десять дней назад, но оказать ее им не смогли. У российских банков тоже нехватка мелких наличных денег.

На практике дефицит наличной мелочи создает массу проблем. В продуктовых магазинах продавцы жалуются, что не имеют возможности дать сдачу с пятидесяти рублей при покупке хлеба. Цены уже давно округляются - естественно, в сторону увеличения, что невыгодно покупателям. Ценников, на которых было бы написано, например, 18 или 42 рубля, вы не найдете. Надо платить или 20, или 50 рублей.

Впрочем, промежуточное решение, похоже, найдено. Уже в ноябре Банк Абхазии сможет самостоятельно заказывать пяти- и десятирублевки на монетных дворах России. И это вернет в республику долгожданную мелочь. Тем более, многие тут вообще не знают, как выглядит медная монета достоинством 10 рублей.

Но заместитель председателя Национального банка Абхазии Эмма Тания в интервью "Эху Кавказа" сделала и куда более значительное с политической точки зрения заявление. Она сообщила о том, что в обозримом будущем Абхазия сама будет заниматься производством российских денег. Речь не идет о полном цикле производства. Республика, как говорит Тания, будет чеканить только монеты. Однако уже и это можно считать сенсацией. "Есть некоторые наработки по поводу решения этой проблемы в принципе, чтобы мы не зависели от доставки монет или их наличия в Краснодарском крае в РКЦ города Сочи. Возможность выпуска разменной монеты Абхазским банком - такое предложение поступило со стороны наших коллег - тоже обсуждалась, и, я думаю, это решит наши проблемы", - сказала заместитель председателя республиканского Нацбанка.

Если Россия и Абхазия примут соответствующее решение, то это будет революционное нововведение даже для российской финансовой системы. В России действует ряд принципов эмиссии наличных денег. Один из них заключается в том, что Центральный Банк является единственным в стране институтом, который производит эмиссию наличных денег, их введение в обращение и изъятие из обращения. Банк России является монополистом этих операций на территории РФ. Однако прецедента, когда российские деньги печатались бы на территории других государств, пока нет. Возможно, Абхазия его и создаст.

GeorgiaTimes попросила российских экспертов прокомментировать ситуацию. По мнению директора банковского института Высшей школы экономики Василия Солодкова, подобные прецеденты существуют - только не в рублевой зоне.

"Как прецедент, несомненно, можно рассматривать еврозону. Там каждая страна имеет свою квоту чеканки как раз таки монет. Эта квота оговаривается специальным лимитом европейского Центрального банка. Такой выход возможен и в нашем случае, если будет подписано соответствующее решение и стороны установят квоту денежной наличности, которую сможет чеканить у себя абхазский монетный двор. Кстати, аналогичный прецедент мог быть создан и в рублевой зоне. Одно время велись переговоры о том, чтобы свою квоту российской валюты могла получать и Беларусь. Но правила должны быть строго оговорены. С одной стороны, собственная эмиссия в Абхазии не повлияет на общую макроэкономическую ситуацию, поскольку речь идет о незначительных для российской экономики масштабах. С другой стороны, недоработки могут иметь печальные последствия. Когда производимая денежная масса будет, например, возвращаться в Россию и обналичиваться в виде более крупных денежных знаков", - пояснил Василий Солодков.

Иного мнения придерживается генеральный директор агентства Политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. Он против перспективы поделиться функцией чеканки монет с Абхазией. "Это ненормальная ситуация. И у нас в России таких прецедентов нет. Монополию на рублевую миссию я воспринимаю как один из инструментов, обеспечивающих экономический суверенитет нашей страны. И передавать такие функции любому иностранному государству, в том числе и Абхазии, я считаю нарушением экономического суверенитета", - сказал Орлов.

Совершенно неожиданная ситуация с возможностью чеканки российских рублей в Абхазии не пройдет мимо внимания СМИ. Мы тоже будем следить за развитием ситуации. Сейчас очередь высказаться переходит к абхазским экспертам.