Родители и дети

Выводы Human Rights Watch и их восприятие

Название у доклада весьма красноречиво: «На войне как на войне? Нарушения гуманитарного права и жертвы среди гражданского населения в связи с конфликтом вокруг Южной Осетии».

Примечательно, что доклад, о котором сообщили многие средства массовой информации, прозвучал в конце недели, которая была ознаменована очередным витком противостояния между Москвой и Тбилиси. Россия потребовала допуска к проведению проверок на военных объектах Грузии, ссылаясь на право, сформулированное в Венском документе ОБСЕ от 1991 года. И получила отказ на основании объявленного Грузией форс-мажор России. «Никаких российских инспекторов на грузинских базах!», - не скрывая эмоций, говорят в Тбилиси. «Там опять наращивают вооружение!», - негодуют в Москве

Доклад же правозащитной организации словно напомнил бескомпромиссным соседям: лучшие войны в истории человечества - те, которых удалось избежать. А раз уж ни одна страна, ни другая не смогли предотвратить кровавого августовского противостояния, то обе и несут равную ответственность за произошедшее.

В докладе приводятся доказательства того, что и Россия, и Грузия допустили избыточное применение неизбирательного оружия. Обе стороны, по утверждению авторов, нарушали правила ведения войны, осуществляли военные преступления, применяли кассетные бомбы и ракеты типа "Град". "Все стороны пренебрегли нормами международного права», - отмечает правозащитная организация. Имея в виду и бесчинства («в регионе царило насилие и беззаконие»). Не снимается ответственность и с Южной Осетии.

Приводятся, к примеру, такие факты, основанные на интервью и документальных видеозаписях. Грузинские военнослужащие избивали военнопленных. Известен случай, когда были пленены даже старик-пацифист и человек, страдающий умственной неполноценностью (оба, разумеется, не представляли никакой опасности). А осетинские ополченцы пытали пленных, намеренно сжигали грузинские дома. Отмечается также, что российская сторона не смогла обеспечить безопасность и общественный порядок: «Российские военные позволяли осетинам истреблять грузинские села, жители которых до сих пор не могут вернуться в свои дома».

Прокуратуры России и Грузии, считают авторы доклада, должны расследовать многочисленные случаи нарушения прав человека в Южной Осетии и, как властям этой республики, так и Грузии и России нужно сделать все возможное для возвращения туда беженцев.

В тот же день в здании «Интерфакса» в Москве состоялась пресс-конференция старшего исследователя отдела по чрезвычайным ситуациям Human Rights Watch Анны Нейстан, с участием российских правозащитников. Она отметила, что представители организации многократно обращались к властям России и Грузии с просьбой предоставить информацию, которую они получили в ходе своих официальных расследований тех событий. "Единственный ответ мы получили из прокуратуры РФ, которая сказала, что расследованием занимается Следственный комитет и наше обращение будет туда передано. Но на сегодняшний момент никакого ответа мы не получили". Грузия тоже не предоставила никаких данных.

А вот на доклад Human Rights Watch она отреагировала. Министерство иностранных дел Грузии распространило заявление, в котором поблагодарила правозащитников за то, что «они мировому содружеству представили полную картину преступлений, совершенных во время вторжения России в Грузию в августе 2008 года».

Но с обвинениями в свой адрес грузинская сторона не согласна. Как говорится в сообщении, особенно относительно применения в Цхинвале "непропорциональной" силы.

На Смоленской площади дали такой комментарий относительно выодов двух международных организаций Human Rights Watch и Freedom House, которая в своем докладе выразила обеспокоенонсть относительно недостаточного развития демократических институтов в стране:

"Мы не отрицаем наличие некоторых проблем в этой сфере, но назовите нам любую страну, где нет таких проблем. Россия готова к любому конструктивному диалогу, в том числе и для обсуждения этой темы", - заявляет ведомство Сергея Лаврова. И тут же оговаривается: "Политизирование правозащитной проблематики не будет способствовать решению существующих в этой сфере проблем, а больше служит их девальвации ".

Не осталось в стороне и российское оборонное ведомство. Как сообщает «Интерфакс», замначальника Генштаба Анатолий Ноговицын заявил, что не раз опровергал обвинения в адрес России и не хочет реагировать на эти выпады снова. Однако отметил, что «у нас есть, что предъявить европейцам по поводу событий в Южной Осетии.

Уместно привести важный акцент, прозвучавший в выступлении Анны Нейстан на пресс-конференции: "Мы не пытаемся выяснить, кто начал войну, кто вел себя хуже, а кто лучше. Мы считаем, что все стороны конфликта допустили серьезные нарушения гуманитарного права".

Ирина Пташковская