Родители и дети

Иран и США на грани войны

Непростая ситуация вокруг Ирана в последнее время обсуждается политологами и экспертами все активнее. Попытки американцев решить иранскую проблему вызывают особую озабоченность у российских специалистов.

На прошедшей в Москве пресс-конференции, посвященной возможной войне на Ближнем Востоке, градус обсуждения порой тоже зашкаливал. Мнения некоторых политологов расходились в корне, порождая вспышки микроконфликтов.

Первым слово взял генеральный директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров. По его мнению, последние события вокруг Ирана свидетельствуют о том, что это является частью последовательной политики некоторых стран, которые затеяли авантюру под названием "решение иранского вопроса". "Теперь понятно, почему появился доклад МАГАТЭ, который был опубликован в декабре, и почему в этом докладе были такие выводы. Западному миру во главе с Соединенными Штатами был нужен повод. Цель уже известна - изменение политического режима в Иране, и для решения этого вопроса сгодится любой повод. Сейчас стороны ведут себя на грани фола. Любая мелкая провокация может привести к непредсказуемым последствиям", - предупредил Сафаров.

Эксперт отметил - если американцы установят контроль над Ираном, то буквально через две-три недели все страны Центральной Азии будут переориентированы на Вашингтон, а на Каспии появится флот Соединенных Штатов. "Грузия вскоре вступит в НАТО, Азербайджан под заманчивыми и соблазнительными предложениями Запада может вступить в альянс. Отрезанная от России Армения в целях сохранения просто отдаст Нагорный Карабах и тоже вступит в этот военный блок. СНГ прекратит свое существование как сообщество стран независимых государств, - пояснил Сафаров. - Не станет такой важнейшей структуры, как ОДКБ. Будет претерпевать самые радикальные изменения и Шанхайская Организация Сотрудничества".

По мнению директора Центра изучения современного Ирана, энергоресурсы Центральной Азии и Каспия будут переориентированы на другие мировые рынки, минуя Россию. Спрос на энергоресурсы РФ и проблемы, связанные с их транспортировкой, будут такими, что она не сможет зарабатывать те средства, которые позволили бы ей поддержать очень серьезный военный бюджет и широкие социальные программы. Но самое главное, что Россия потеряет политических партнеров и столкнется перед серьезными вызовами. "США решают еще одну задачу - влияние на Китай. Установив контроль над Ираном, Штаты будут страной, которая фактически решает вопросы ценообразования энергетического рынка. Монархии Персидского залива и так запрашивают разрешение у Вашингтона за каждый баррель нефти. Ведь американцы гарантируют безопасность их режима. И в обмен на сохранение власти они согласны координировать свою политику и экономику с Западом", - подчеркнул специалист.

Сафаров также добавил, что политическая система Ирана является очень привлекательной для многих народов исламского мира. Как бы ни говорили, уровень свободы и демократизации в этой стране гораздо выше и глубже, чем у других государств в регионе. А циничное применение двойных стандартов по отношению к Ирану налицо. США и Западу "абсолютно наплевать" на состояние и развитие ядерной программы республики, которая и так максимально прозрачна. "Их не интересует уровень свободы, права человека, другие социальные возможности граждан, - уверен он. - Их интересует только политическая система, которая не позволяет получить доступ к энергоресурсам. Изменится вся геополитическая картина мира. Поэтому им нужно сменить этот режим. Это попытка публичной казни. В будущий конфликт уже вложены миллиарды долларов, решены многие инфраструктурные вопросы, а инвесторы ждут пополнения своей казны".

Но все это, считает Сафаров, является прямой угрозой интересам России. При неблагоприятном развитии событий на территории Ирана будут созданы десятки военных баз, которые будут работать над подготовкой кадров для выполнения задач на территории РФ. "А потом России скажут, что у нее большая территория, есть право постоянного члена Совбеза. Это будет началом распада Российской Федерации, - полагает он. - Москва должна занять активную позицию, не допустить дальнейшей эскалации напряженности, выйти с предложениями и помочь Ирану в военно-техническом плане. А обоснование перед мировым сообществом, я уверен, будет".

Иран и США на грани войны. 26098.jpeg

Далее перед журналистами выступил старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин. В своем заявлении он подчеркнул, что призывы поддержать Иран напоминают советскую пропаганду. "Хочется бросаться на баррикады, защищая несчастный Иран. Причина - это ядерная проблема исламской республики. Член МАГАТЭ проводил ее тайно. Иран проводит конфронтационную политику. Балансирование на грани войны надо всем: Обаме - для предвыборной программы, а России - из соображений энергобезопасности. И Ирану тоже, ведь там в этом году пройдут выборы в парламент, а политическая ситуация в стране очень сложная. Американцы не хотят боевых действий, их провоцируют. Они не хотят менять режим в Иране", - сказал он, немало удивив своих коллег.

Еще больше шума наделала речь руководителя Комитета поддержки сирийской революции из России Махмуда Аль-Хамзы. Не вдаваясь в детали, отметим, что, по мнению некоторых из собравшихся в зале, оппозиционер делал заявления от имени всего сирийского народа и достаточно своеобразно интерпретировал текущее состояние российско-сирийских отношений.

Медиатором непростой дискуссии стал главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко. "Мы отмечаем наращивание военно-морских сил США в регионе. Идет перегруппировка, на подходе в район возможного конфликта находится третий американский авианосец. Важно понимать, что авианосцы США не ходят в одиночку, есть корабли сопровождения, одна или две многоцелевых атомных подводных лодки. Объективно образуется силовой кулак, с помощью которого США могут при необходимости предпринять те или иные военные акции", - констатировал он.

Иран и США на грани войны. 26099.jpeg

Тем не менее эксперт уверен, что, продемонстрировав в ходе недавних учений свои возможности по перекрытию Ормузского пролива, Иран достаточно четко показал - он готов идти на сильные военно-политические шаги в ответ на попытки включить режим эмбарго и приступить к экономическому удушению исламской республики. С точки зрения технических возможностей исламская республика в короткие сроки готова остановить любое судоходство через Ормузский пролив путем массированных минных постановок на основных фарватерах движения нефтетанкеров. И США помешать ему не смогут. Вопрос в том, что будет дальше. Как заявил министр обороны США Леон Панетта, это будет означать, что Иран перешел красную черту, за которой последуют ответные меры.

"Полагаю, что это будет дистанционная война, удары высокоточными крылатыми ракетами по основным объектам инфраструктуры Ирана, поскольку американцы не заинтересованы в высаживании некоего экспедиционного корпуса на территорию республики, - сделал прогноз Коротченко. - С военной точки зрения США смогут решить эту задачу достаточно быстро и успешно. А Иран может отреагировать ассиметричными мерами: инициировать атаки против американских объектов в регионе, нанести ракетные удары по военным базам США в Израиле и ряду других враждебных ему государств Персидского залива". Запад, а в первую очередь США, считает он, ставит перед собой задачу номер один - смену того руководства, которое сегодня находится во главе Ирана. Нет сомнения в том, что поддержит американцев и Великобритания. Возможно, к ним присоединится Израиль, но только в том случае, если Иран, став жертвой нападения, осуществит ракетные пуски по территории Израиля.

По консолидированному мнению аналитиков и тех специалистов, которые осуществляют мониторинг ядерной программы Ирана, в настоящее время она носит исключительно мирный характер. "Да, Тегеран не соглашается на предложение дообогащать уран на территории третьих стран. Это означает, что республика намерена двигаться по пути технологического прогресса. А это включает в себя развитый атомный комплекс, который носит народно-хозяйственный характер. Не может страна, не имея определенной технологической культуры, определенного научно-технического и инженерного потенциала за 1-3 года создать свое ядерное оружие. Это невозможно в принципе, - полагает Коротченко. - Просто политическая целесообразность текущего момента требует в определенной степени демонизировать Тегеран для того, чтобы иметь повод тех или иных военных и экономических шагов в отношении исламской республики. Я не адвокат Ирана, я лишь выступаю с толчки зрения объективных данных. Военная операция для США - не самоцель. Ведь режим экономических санкций, который, возможно, будет принят Евросоюзом, спровоцирует ухудшение социально-экономической ситуации в Иране и широкомасштабные выступление оппозиции по сценарию цветной революции".

Эксперт выразил уверенность в том, что для России принципиально важно, чтобы военная операция против Ирана не стала реальностью. Тегеран, к примеру, за все эти годы ни политически, ни идеологически не поддерживал сепаратизм на российском Северном Кавказе. Со стороны Ирана для России также не существует проблемы наркотрафика. Если же произойдет смена режима, новое правительство не будет столь лояльно в отношении РФ по целому ряду проблем.

"Думаю, МАГАТЭ не должна служить ширмой, под прикрытием которой будет развязана военно-силовая операция по смене руководства в Тегеране. Не дожидаясь горячей фазы, Пекин и Москва должны консолидированно выступить с принятием специальной резолюции в Совбезе ООН, чтобы побудить всех участников конфликта вокруг Ирана урегулировать его в мирном русле, - предложил главный редактор журнала "Национальная оборона". - Тем более что последние события свидетельствуют: Иран не ищет лобовой конфронтации, а намерен разрешать ситуацию за столом переговоров. Хоть сейчас и создан конфликтный потенциал, а американцы готовы начать операцию по нанесению ракетных ударов по Ирану, есть время, возможности и политическая воля, чтобы перевести иранскую проблему на мирное решение возникших конфликтных вопросов".