Родители и дети

Абхазия: демарш против ЕС

Абхазия устроила демарш против политики Европейского Союза. В Сухуме крайне разочарованы попытками ЕС урегулировать грузино-абхазский конфликт. Представители абхазских властей открыто заявляют об этом во время встреч с европейскими чиновниками. Чтобы добиться внимания к своему мнению, приходится предпринимать решительные шаги: теперь незарегистрированные в соответствии с национальным законодательством международные организации не смогут работать в Абхазии, и даже переписка должна происходить в соответствии с географическими названиями, принятыми в стране . Может ли из этого что-то получиться?

Похоже, в Абхазии всерьез обиделись на европейских чиновников. Встречи с гостями, представляющими те или иные евроструктуры, проходят как никогда часто. Но официальный Сухум едва не срывается на крик. Началось все с того, что президент Абхазии Александр Анкваб на встрече с послом Евросоюза в Грузии Филиппом Димитровым заявил: "Вот вы, как человек, который пришел в гости к руководителю Абхазии, скажите, я произвожу на вас впечатление человека, которого можно во что-то вовлечь? Если Европа будет пытаться нас куда-то вовлечь в обмен на нашу независимость, я вам говорю: господа, не тратьте время, и еще могу добавить: не тратьте деньги на поездки сюда по этому поводу", - сказал Анкваб.

Дальше - больше. Накануне министр иностранных дел Абхазии Вячеслав Чирикба заявил о том, что абхазская сторона больше не будет рассматривать любую почту от международных структур, если местная топонимика в документах будет писаться по-грузински. Например, если вместо "Сухум" будут писать "Сухуми" и т. д.

Вчера политический советник Совета Европы Розария Пулиси отказалась общаться с журналистами после встречи с представителями руководства Абхазии. Надо полагать, что разговор был тяжелый.

Абхазское разочарование в политике Европы понятно. С милыми лицами и постоянной полуулыбкой на лице, европейские чиновники ездят в Абхазию с 2004-2005 года. Ключевые слова их заявлений при этом такие: "сотрудничество, взаимодействие, поддержка инициатив". То есть в течение долгих уже лет идет разговор о прямом взаимодействии Абхазии и Евросоюза хотя бы по решению сугубо гуманитарных проблем. Но ни одна инициатива за все это время не развилась и не дала какого-нибудь практического результата. А между тем европейцы декларируют поддержку почти всех грузинских инициатив по урегулированию конфликта. В итоге позицию Евросоюза практически не отличить от позиции Грузии.

В Сухуме не зря задали новый тон в диалоге с европейцами. Тут не только горечь разочарования, но и, видимо, попытка продвинуть вперед хоть какие-то инициативы, которые могут иметь продолжение. Европейцы очень вялы, и тут либо Сухум ставит точку в отношениях с Европой на какой-то длительный срок, о чем прямо заявил Анкваб, либо европейским чиновникам придется серьезнее относиться к требованиям абхазской стороны.

А они, кстати, вполне прагматичные и не очень трудные в реализации. Например, Сухум просит Евросоюз дать возможность ставить въездные визы в абхазские заграничные паспорта для граждан республики, которые посещают страны ЕС. Это решит проблему со свободой передвижения для граждан Абхазии, которым со временем все сложнее попасть в Европу. Посол ЕС в Грузии Филипп Димитров не нашелся с ответом на эту инициативу, когда ее во время переговоров озвучил министр иностранных дел Абхазии Вячеслав Чирикба.

В отличие от вопросов, связанных с политическим признанием, визовая проблема вполне может быть решена. Об этом свидетельствует хотя бы то, что соответствующие прецеденты есть. И граждане Северного Кипра, и граждане Косова вполне свободны в передвижении по миру со своими паспортами.

В европейской внешней политике ничего не делается быстро. Но опыт наблюдения за позицией Евросоюза в отношении Абхазии и Южной Осетии за последние лет семь дает основания утверждать, что позиция Европы действительно все ближе к позиции Грузии. Если несколько лет назад было ощущение, что европейским чиновникам и дипломатам во всем, что касается конфликтов, интересна нейтральная позиция, то теперь они, похоже, ездят в Абхазию только для того, чтобы зондировать почву относительно грузинских инициатив. А так разговор не получится. Основная позиция любой грузинской инициативы исходит из стратегии восстановления так называемой "территориальной целостности". У Абхазии другой путь, и уже только по этой причине в Сухуме не примут подобные инициативы.

Конечно, на пути выстраивания отношений с Евросоюзом и в Сухуме совершили немало ошибок. Главная из них в том, что практически нет примеров лоббирования абхазских интересов на европейских площадках: между политической средой Абхазии и любой европейской страны нет связей. Европейские политики элементарно не знакомы ни с кем из абхазской элиты. Это все плохо влияет на шансы страны быть услышанной в мире. Европейские дипломаты могут узнать об абхазской позиции только приехав в Абхазию. А здесь с ними теперь говорят на повышенных тонах.

Сейчас в отношениях с Европой Сухум идет ва-банк. Абхазская сторона предельно ужесточила свою позицию по поводу европейских структур. Официально незарегистрированные в соответствии с национальным законодательством международные организации не смогут работать в Абхазии, и даже переписка теперь должна происходить в соответствии с географическими названиями, принятыми в стране. Жестко, но это, видимо, единственная возможность заставить Европу избрать другую динамику и качественно новый уровень взаимоотношений с Абхазией.