Родители и дети

Кто и зачем собирался убить президента Абхазии?

Расследование покушения на президента Абхазии продолжается. Пока самый зримый его итог - два самоубийства и одна попытка свести счеты с жизнью. Фигуранты дела не хотят говорить, а предпочитают уходить из жизни. События, которые сейчас происходят в стране однозначно станут поворотными в ее истории. Но есть вопрос, который становится все более важным. Из-за чего стреляли в президента страны? Из-за того, что "перекрыл кислород" крупному бизнесу, или это была попытка государственного переворота, в которой были задействованы самые разные силы?

«Ко мне во двор сейчас заехали какие-то люди, что-то фотографировали и уехали. К чему бы это»? - задает мне в сети вопрос знакомая в Сухуме. Эти несколько дней страна живет в состоянии страха и паники. У кого-то паника, кто-то почти бьется в истерике, остальные терпеливо ждут развития событий. Но все вместе обсуждают совершенно невероятные слухи, в огромном количестве бродящие по стране. Вчера хитом был слух об аресте бывшего министра внутренних дел Леонида Дзяпш-ипа, который знаменит хотя бы тем, что за те недолгие месяцы, что был министром, научил нацию пристегиваться во время езды за рулем. Слух пока не подтвердился. Сегодня другие слухи одолевают людей. Не будем их пересказывать, это может нанести урон репутации очень известных и пока еще ни в чем не обвиняемых людей.

Самоубийство Алмасбея Кчача повергло людей в шок. Он был фигурой высшего уровня во времена первого президента Владислава Ардзинба, но и сейчас оставался весьма влиятельной персоной. Говорят дело о покушении на Анкваба расследуется безукоризненно, и совершенно нет утечек из недр правоохранительных органов. И тем не менее, слухи об аресте Кчача ходили ровно с того же дня, как арестовали первую группу подозреваемых. Вообще в этот раз, слухи имеют неожиданную и страшную особенность сбываться. Кчач исправно ходил на допросы и не постарался бежать из страны, что сделать было довольно легко. Но увидев у себя перед домом несколько десятков вооруженных силовиков свел счеты с жизнью.

В Абхазии недоумевают, зачем понадобилось ехать арестовывать Кчача огромной толпой, если он ни от кого не бегал и сам приходил по повестке. Но в любом случае, генерал убил себя сам.

40-летний Тимур Хутаба повесился на обрывках своей одежды в камере следственного изолятора СГБ Абхазии. И тут к правоохранительным органам есть претензии. Из дома увезли живого человека, а сегодня вернули труп. Даже если отбросить версию «доведения до самоубийства», она в абхазских условиях маловероятна, это все-таки не Северный Кавказ, то по меньшей мере охрана изолятора спецслужб не уберегла жизнь видимо очень ценного человека, который возможно многое мог сказать о покушении на президента.

В расследовании покушения далеко до суда, а сегодня Абхазское телевидение в своем традиционном разделе похоронных объявлений сообщило о смерти двух героев этой истории. Могла быть и еще одна жертва - Муртаз Сакания. Говорят, он работал у Анзора Бутба, который пока выглядит как единственно возможный организатор покушения. Сакания хотел перерезать себе горло. Сейчас он лечится и заодно дает показания. Почему вдруг столько суицидов? Если не брать в расчет конспирологические версии, то на поверхности только одно объяснение: при покушении на президента Абхазии погибли два человека - охранники Анкваба Ремзик Цугба и Тенгиз Пандария. У них остались дети, семьи, близкие и родня. Теперь, когда начали всплывать имена тех, кто мог стрелять и убить этих людей, дела самих убийц будут очень плохи. Родственники погибших будут мстить. И это можно называть кровной местью, можно еще как-то, но ситуация очень близка к тому, что после приговора суда начнется фамильная война. Есть разные способы ее остановить и договориться. Но факт, что людям, которые стреляли по кортежу президента, в Абхазии не жить.

Но не будем забывать, что пока приговора нет, а значит, и те, кто арестован, и те, кто погибли, пока лишь подозреваемые.

Повторюсь, до окончания расследования еще далеко, а заваривается очень не хорошая каша. В принципе, теперь понятно, почему предыдущие пять покушений на Александра Анкваба не были раскрыты. Их могли организовывать разные люди и по разным причинам. Но все эти люди и все эти причины находились внутри страны. А пока президентом был миротворец Сергей Багапш, он никогда не позволил бы твориться тому, что творится сейчас - арестам, самоубийствам и панике. Он предпочел бы закрыть на все это глаза и попробовать посадить за один общий стол переговоров и тех, кто стрелял, и того, по кому стреляли. Не знаю подробностей, но видимо, хоть раз у него это получилось.

Сейчас же все похоже на «разгерметизацию» системы. Из этой заварухи Абхазия выйдет другой. Во-первых, мы похоже, находимся пока только в начале расследования. Пока в деле из крупных фигур был только Анзор Бутба, можно было надеяться на то, что покушение - результат частного конфликта крупного предпринимателя с президентом, который не дал ему разрабатывать карьеры с щебнем. Но после того, как в деле возникла фигура Алмасбея Кчача, шансы на то, что это локальный конфликт, заметно снизились. Хотя и сейчас нет четкого понимания возможной роли Кчача в этом процессе. Допустим, он соучастник - он мог технически, как военный человек организовать покушение и все.

Но вероятнее конечно другой сценарий. Очень попахивает попыткой переворота, в который были в том или ином качестве вовлечены разные люди. Трудно судить об их мотивах. Но если это так, и покушение было спланировано не одним центром силы, то надо признать: в Абхазии была часть элиты, которая не приняла президентства Анкваба. Он был избран в самом конце августа прошлого года, а в феврале его уже попытались убить. Значит, скорее всего, покушение начали готовить наверное, сразу после инаугурации. И тогда щебень тут не при чем.

Если знать политическое поле Абхазии, то нетрудно сделать вывод о том, что организаторам покушения в общем-то было безразлично, кто придет к власти в стране, в случае, если бы удалось убить Анкваба. В республике, кроме президента сейчас нет ни одного политика, который бы обладал способностью «попереть» против нескольких наиболее крупных «акул» местного бизнеса. Поэтому, будь президентом Абхазии кто угодно, только не Анкваб, базовые интересы крупных игроков не могли бы пострадать.

Сейчас пока трудно предсказать ход развития событий. Все, что можно сделать, это ждать новостей и анализировать множество самых разнообразных слухов. Они правда, почему-то сбываются.