Родители и дети

Грузия делает неправильный выбор?

Грядущей осенью Грузии предстоят парламентские выборы. Впервые мы сможем наблюдать по-настоящему серьезную схватку властей и оппозиции. Но играть они будут на одном поле - попытаются за счет популистских обещаний заручиться поддержкой избирателя. Наблюдать за поединком будет интересно. Но возможные в результате выборов изменения на политической арене не решат проблем, стоящих перед страной. Для того чтобы люди в этой кавказской республике наконец были довольны жизнью, нужны структурные изменения, результаты которых будут видны лишь спустя десятилетия.

Этим летом в Грузии не все как всегда. Вместо сезона отпусков у политиков и экспертного сообщества - ранний старт предвыборной кампании. Выборы в парламент состоятся осенью, и по значимости они не уступают президентским.

Впервые после триумфального успеха во время "революции роз" в 2003 году у правящей партии есть реальная перспектива потерять власть. Хотя полный провал на выборах, конечно, маловероятен, тем не менее после выборов в стране может сложиться совершенно другая картина - коалиция олигарха Бидзины Иванишвили может серьезно потеснить националов.

На постсоветском пространстве пока еще очень мало примеров, когда равноценные противники в борьбе за власть сражались бы в рамках закона и по-джентльменски. Но нынешняя кампания в Грузии обещает побить рекорды в смысле задействования административного ресурса и активности репрессивной машины для подавления оппозиции. На данный момент уже есть небольшой список побед административного ресурса над оппозицией. Это огромное финансовое давление как на бизнес-структуры самого Иванишвили, так и на бизнес, сотрудничающий с его коммерческими и политическими структурами. Также это ужесточение законодательства о политической деятельности, уже позволившее обложить невероятными по размерам штрафами великое множество структур, "замеченных" в сотрудничестве с оппозицией. Это невероятный по своим масштабам разгул Контрольной палаты, умудрившейся напомнить людям в регионах о тройках НКВД, когда ни в чем не обвиненных, но допрашиваемых людей раздевали порой почти до гола, пытаясь выяснить, сколько им денег платят оппозиционеры. Беспредел был настолько беспрецедентным, что на него обратили внимание даже международные организации. Можно отдельно рассказать о компании по изъятию у населения и торгующих контор спутниковых антенн, чтобы люди не смогли услышать оппозиционные голоса.

Разумеется, у грузинских властей есть немало причин для того, чтобы бояться Иванишвили. Хотя бы потому, что у него много денег и он независим от "элитарной коррупции". Но можно предположить, что существуют и идеологические причины для преследования собранной под знаменами олигарха оппозиции. Президент Грузии - человек не во всем адекватный, и к тому же выросший как-никак в СССР, где с ранних ногтей людей учили, что есть образ врага. Саакашвили - хороший ученик, у него свой образ врага в лице России есть, и он навсегда. И он искренне верит в то, что патрон Иванишвили - Кремль. Удивительно, что грузинский президент не смог пока найти повод просто-напросто посадить олигарха, что решило бы для него многие проблемы.

Можно отбирать спутниковые тарелки, сажать за мат в адрес президента и делать много других мелких пакостей, но в итоге за голос избирателя приходится бороться. Поэтому мы сможем наблюдать в скором времени и стандартную предвыборную кампанию, где будут лозунги и обещания. И тут грузинским властям придется непросто. Бидзина Иванишвили, конечно, редкостный популист. Он просто обещает счастье. Ему верят, не все, но верят. Те, кто не верят публично, сразу становятся "мишистами", безотносительно к тому, как они на самом деле относятся к Саакашвили. Вообще, люди в Грузии разбираются в политике. Но остаются людьми: хотят всего и сразу. У властей просто не остается шанса не следовать в этом фарватере. И тут они, конечно, проигрывают олигарху - он ведь раньше начал эту кампанию, а в восприятии многих грузин Иванишвили только и делал, что раздавал деньги. Почему бы ему не поверить?

У президента страны, тоже гениального популиста, в данном случае плохой старт. Во-первых, он у власти много лет, и популистские обещания не выполнил. Во-вторых, сменился тренд. Если лет семь назад массовую общественную поддержку подогревали хорошие новости о внешней политике, о неминуемом и скором вступлении в НАТО, Евросоюз, о неизбежном взятии Абхазии и Южной Осетии, а также сверхлояльные по отношению к стране заявления разных статусных иностранных гостей, то теперь это не работает. Власть проспала тот принципиально важный момент, когда люди вспомнили, что им все-таки нечего есть, несмотря на головокружительные успехи Грузии на внешней арене.

Тут просматривается глобальная ошибка грузинских властей, которые, начав радикальные либеральные реформы с одной стороны, с другой углубились во внешнюю политику. То есть происходившие в первые годы правления Саакашвили жесткие реформы, как сказали бы раньше, "оторваны от народа". Власть не замещала их реальным развитием экономического потенциала на местах, что могло бы быть "подушкой" для населения. К тому же от людей потребовали немедленно стать другими, в массовом порядке сменить менталитет жителей советской привилегированной провинции на менталитет жителей рационального Сингапура. Все это теперь дает о себе знать.

Есть еще одна фундаментальная ошибка грузинских властей. Страсть к понтам и внешней политике привела к невероятному росту числа фонтанов и огромным расходам на внешний пиар в тот период времени, когда у страны в изобилии были деньги, собранные со всего мира. Если бы тогда эти деньги были вложены в экономику, уже сегодня могла бы быть хоть небольшая отдача. Потому что на самом деле правительство Грузии делает немало правильных шагов для экономического развития: особенно это заметно в туризме. Но время потеряно. В НАТО не вступили, Абхазию не вернули, а денег уже почти нет. И небезальтернативные выборы завтра.

Сегодня власти Грузии пытаются наверстать упущенное, включив популистскую повестку дня. Вот, например, из последнего. Президент Грузии Михаил Саакашвили сообщил, что правительство страны заключит с каждым своим гражданином договор, в котором содержатся все обещания властей, направленные на улучшение жизни каждого человека в Грузии. Такая тактика существует в технологиях предвыборных кампаний. Но на самом деле такой договор - пустая бумажка.

Пока рассмотреть путь, с помощью которого Бидзина Иванишвили мог бы добраться до власти, трудно. Но зато уже сейчас легко сказать, что если это произойдет, то он станет со временем еще одним разочарованием для грузин. Чтобы выполнить все то, что он наобещал, он реально должен содержать каждого жителя страны. Сделать это, даже в условиях маленькой Грузии, невозможно, как невозможно создать в течение нескольких лет совершенно иную структуру страны, которая позволит значительной массе населения выбраться из-за черты бедности.

Проблема Грузии в том, что никто из политиков не осмелился сказать своему народу правду: местами поражающая бедность - следствие множества причин, среди которых плохая власть на последнем месте. Есть ментальные и культурные предпосылки отсталости, но главное в другом. Это банально крайне низкая эффективность сельского хозяйства. А ведь в сельской местности, за исключением пятерки населенных пунктов, фактически, а не по статусу, являющихся городами, живет все население Грузии, которое не живет в Тбилиси. Достаточно сказать, что сельское хозяйство в Грузии основывается на ручном труде, и, похоже, за последний век технологии производства принципиально не изменились.

В такой ситуации есть три выхода. Первый: создать в стране некоторое количество "точек роста" в виде крупных городов, где либо за счет туризма, либо за счет чего-нибудь другого удастся аккумулировать большое число рабочих мест, и таким образом "высосать" деревню, обеспечив более высокое качество жизни. Второй: начать глобальную реконструкцию сельскохозяйственного комплекса страны, превратив Грузию со временем во "вторую Болгарию", живущую за счет экспорта продуктов. Но для этого, помимо миллиардов долларов, требуется много чего другого, что имеет отношение к культуре и менталитету. И третий: оставить все как есть, сказав людям правду, а именно - что большую части из них, если они останутся жить там, где живут сегодня, ждет бедность, передающаяся из поколения в поколение как наследство.

И первый, и второй пути требуют, помимо денег, ума и воли, а также большого количества времени. Отдачу от адекватных реформ, скорее всего, почувствует только следующее поколение жителей Грузии. А Бидзина Иванишвили, как и любой другой яркий лидер страны, не господь Бог, а значит, перестроить страну за пять лет не сможет. А поэтом, те, кто ему сегодня безгранично доверяет, завтра на него обидятся. И все повторится вновь.

Антон Кривенюк