Родители и дети

Махачкалинцы идут под снос

В Махачкале сносят поселок Рембаза, мешающий строительству города-спутника "Лазурный берег". Это мечта махачкалинского мэра Саида Амирова, которой мешало осуществиться его противостояние с прежним президентом республики. Теперь строительство активизировалось. В результате 22 семьям отрезали газ и начали ломать заборы. Люди боятся оказаться на улице, так как не смогли ранее узаконить постройки. Чиновники из администрации рекомендуют писать заявления на имя мэра, хотя таких петиций уже разослано по разным инстанциям немало.

Перед большими капиталами и амбициями власть имущих маленькие люди бессильны. Дагестан взял на заметку опыт олимпийских строителей, выдавивших с имеретинской низменности коренных жителей ради строительства спортивных и гостиничных объектов. Из-под Махачкалы точно также власти изгоняют обитателей поселка Рембаза-Турали-1. В июле им отрезали газопровод и начали сносить заборы с хозпостройками. Разрушили бы и дома, да на это требуется не только постановление мэрии, а еще и судебное решение. Дела о сносе двух домов сейчас рассматривает Верховный суд Дагестана.

Территорию расчищают для грандиозного проекта мэра Махачкалы Саида Амирова, задумавшего построить на прибрежной окраине столицы современный город-спутник с черноморским названием "Лазурный берег". Строит элитный район ООО "Махачкалинское взморье". В мае этого года президент компании Зухра Магомедова пожаловалась главе республики Магомедсаламу Магомедову, что чиновники тянут с государственной экспертизой береговых укреплений, задерживая реализацию проекта. К началу лета "Махачкалинское взморье" успело возвести лишь временный городок для китайских строителей на тысячу мест и приобрело шесть заводов по изготовлению стройматериалов. Кроме того, для нужд города подготовлено водохранилище в поселке Хушет, подведены две нитки газопровода и модернизированы канализационные очистные сооружения. Половину города займет курорт, поэтому море для туристов должно быть прозрачным.

Читайте также: Дагестанские градомечтатели

Как подчеркивала Магомедова, при стоимости "Лазурного берега" в 150 миллиардов рублей участие бюджетных средств изначально в нем не было предусмотрено. Дело в том, что прежний президент Дагестана Муху Алиев недолюбливал мэра Амирова. Но сейчас Магомедов поддерживает его начинания, и на обновление инфраструктуры для будущего города чиновники планируют привлекать и государственные инвестиции. Пока же деньги вкладывают предприниматели и дольщики, коих к маю уже насчитывалось около двух тысяч. Всего же в городе-спутнике смогут поселиться 75-80 тысяч жителей.

Тех, кто мыслит глобально, как видно, мало волнует судьба 22 семей поселка Рембаза, чьи участки оказались в числе 263 гектаров, отданных мэрией Махачкалы под строительство "Лазурного берега". Им предписано к 1 сентября покинуть территорию. "Причем если некоторым предлагали какую-то замену, показывали квартиры в каких-то недостроенных домах, то другие даже этого не удостоились", - сообщил корреспонденту "Кавказского узла" один из жителей поселка.

Как пояснил заместитель главного архитектора города Зубайру Батыраев, администрация переселяет тех, кто "имеет документы на дом, квартиру или землю, предоставляя им равноценное жилье согласно статье 222 Гражданского кодекса РФ". "Даже если у кого-то нет документов, мы предлагаем прийти в администрацию и написать заявление", - успокоил он журналистов.

Махачкалинцы идут под снос. 27839.jpeg

Какие именно заявления надо писать, в управлении архитектуры и градостроительства при администрации Махачкалы корреспонденту GTimes объяснить не смогли. Обычно просители пишут бумаги на имя мэра и выкупают участки по кадастровой стоимости. Но здесь речь идет о землях, которые сейчас никто уже не может купить, ибо их изымают в пользу "Махачкалинского взморья". Да и если бы проблема решалась простым заявлением, жители поселка Рембаза давно уладили бы свой жилищный вопрос.

Наталья Юдич уже два года пишет о грозящем сносе ее старого дома во все инстанции. "Была на приеме у мэра, обращалась в "Единую Россию", в прокуратуру, к Уполномоченному по правам человека - все безрезультатно, везде сплошные отказы. Теперь мы боимся, что останемся на улице", - переживает она.

Квартира по адресу Турали-1, д. 2, кв. 2, принадлежит ей на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 2005 года. А вот участок перед ней, обрабатываемый ее семьей с 1961 года, власти узаконить отказались. В 2002 году мэрия Махачкалы издала постановление, определив границы и размеры землевладений для целей налогообложения. Юдич значится в этом документе. Но фактически право собственности за ней не закрепили, хотя в поселке есть новоселы, с легкостью приобретшие земельные участки.

"Мы реально понимаем, что тут будет Лазурный берег и нас тут не оставят, - говорят местные жители. - Мы воевать не хотим, но пусть придут представители администрации, объяснят условия, предложат нам свои варианты, а потом уже сносят".

Но вместо чиновников приходят сварщики и отрезают газопровод, приезжают бульдозеры и сносят заборы.