Родители и дети

Спецоперация в Кахетии: а были ли дагестанцы?

Жители Кахетии привыкли к тому, что каждый год в конце августа и в начале сентября в их регионе проходят полицейские спецоперации. Цели этих операций всегда совершенно разные, но все они приводят к одинаковому результату - подавлению протестной активности местного населения. Но то, что творится в Кахетии сейчас, озадачило не только грузин, но и россиян. Очередная грузинская спецоперация проходит в данный момент вплотную к границе с Дагестаном. В Кахетии и в Дагестане царит паника. Верующие дагестанцы говорят, что вот-вот ожидается пришествие имама Махди, то есть наступление последних времен.

Во вторник вечером источник в грузинском МВД сообщил, что в Кахетию проникла группа дагестанских террористов. В связи с этим в регион вошел контингент полиции и военных, который перекрыл дорогу, идущую из села Лапанкури в Дагестан. Спустя некоторое время над селом появились боевые вертолеты. Среди жителей началась паника.

Панические настроения усугубились после того, как по региону прошло известие о похищении пятерых молодых кахетинцев. По сообщениям канала "Рустави-2", жители Телавского района Лери Хуцураули, Леван Гарашвили, Бесик Миджахкашвили, Тато Гаголишвили и Тамаз Гамиерашвили пропали без вести несколько дней назад в приграничном лесу. Всем им было меньше 25 лет. Грузинские силовики утверждали, что молодых людей похитили террористы из Дагестана, и в связи с этим в регионе было объявлен режим ЧС. Немного позже глава города Телави сообщил, что все пятеро грузин найдены.

Тем временем грузины начинают задаваться вопросом: а были ли в Кахетии дагестанские террористы, которые якобы похитили молодых грузин? "Никто не знает, дагестанцы это или переодетые грузины. Мои дагестанские друзья исключили причастность дагестанцев к этому инциденту", - сказал российским журналистам председатель Конфедерации народов Кавказа Заал Касрешвили.

Читайте также Грузия готовится к войне с Россией

В 2010 году в регионе проходила спецоперация "Сбор винограда". Под предлогом профилактики террористических вылазок со стороны Северного Кавказа в регион были введены полицейские части. Затем полиция силой оружия заставила местные винзаводы принять у крестьян урожай винограда в ущерб бизнесу этих заводов. Целью акции было не облагодетельствование крестьян, а устранение оппозиционных настроений.

Год спустя грузинские силовые структуры держали Кахетию в напряжении в связи с "возможным вторжением в Грузию российских войск". Силовикам РФ же была кем-то сброшена информация о том, что в кахетинском селе Омало скрывается Доку Умаров. Тогда, в 2011 году, Россия ограничилась опровержением этой информации со стороны грузинского МИД и воздержалась от силовых действий.

Вслед за 2011 годом пришел 2012, а вместе с ним - очередные сезонные "шевеления" грузинских полицейских сил в Кахетии. На этот раз поводом стало инцидент с пятью молодыми жителями региона, которых якобы похитили вторгшиеся из Дагестана террористы.

Совокупность всех этих факторов наводит на определенные мысли. Еще одним дополнением к картине стало известие о том, что один из грузинских полицейских еще в самом начале спецоперации покончил с собой, застрелившись из табельного оружия. "Просто так" кадровый силовик стреляться не будет, поскольку его психика настроена как раз на ситуации экстремального характера.

Вопросом, что происходит в Кахетии, задаются не только в Грузии. Источники сообщают, что по Дагестану идут непонятные настроения, местами перерастающие в панику. Верующие люди, особенно пожилые, ожидают пришествия имама Махди, то есть практически конца света. На этом фоне в республике начал разгораться конфликт вокруг личности убитого суфийского шейха Саида Чиркейского. В то время как приверженцы шейха пребывают в трауре, его противники из числа радикальных салафитов торжествуют. "Наконец-то шайтан забрал в ад этого безбожника, читавшего дуа в честь Путина - убийцы мусульман", - написал в ЖЖ один салафит.

Читайте также"Смертницу, убившую шейха, подготовили люди извне"

Одним словом, последние события на Кавказе закрутились в непонятную круговерть. Свое мнение о происходящем для GTimes изложил эксперт Института востоковедения РАН Андрей Арешев.

"О том, что происходит в Кахетии, никто из экспертов не может судить однозначно. Оттуда идет противоречивая и не всегда конкретная информация. Но даже эти противоречивые грузинские сообщения вызывают тревогу.

В Дагестане и по всему востоку Северного Кавказа, то есть в приграничных с Грузией территориях, мы наблюдаем в последнее время всплеск террористической активности. Наиболее громким актом было вчерашнее убийство суфийского лидера Саида Чиркейского. При анализе северокавказской ситуации создается картина смещения конфликтного очага с Ближнего Востока на Кавказ. Роль Турции и Грузии как транзитных стран может здесь оказаться весьма существенной. В этой связи возможные антироссийские действия Анкары и Тбилиси могут аукнуться бумерангом по политической стабильности внутри этих стран.

В самой Кахетии, возможно, сейчас работает фактор приближения парламентских выборов и нарастания определенной политической активности. Кахетия - сельскохозяйственный регион, а грузинское сельское хозяйство в эпоху Саакашвили пришло в окончательный упадок. Крестьяне-виноградари жестоко пострадали от навязанного Саакашвили разрыва связей с Россией, натерпелись от самого Саакашвили, и поэтому без колебаний встали в ряды электората "Грузинской мечты". В этой связи не исключаю факта превентивных действий со стороны грузинских силовиков в отношении кахетинского крестьянства. Эти действия вполне могут быть сигналом для остального протестного электората".

Александр Ашуров