Родители и дети

Кавказские обычаи вразрез с законом

Стрельба в Москве, устроенная свадебным кортежем дагестанцев, вызвала к жизни новую законодательную инициативу. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил вообще запретить подобные народные обычаи, объявив их национальными пережитками, как в свое время калым и воровство невест. До законопроекта эта идея, скорее всего, не дойдет, но что же делать с непривычными для большинства россиян кавказскими традициями и почему нарекания чаще всего вызывают выходки дагестанцев и чеченцев, выясняла корреспондент GTimes.

Дагестанцы в Москве устроили стрельбу на улицах. Не криминальную, а праздничную. Ехали по Ленинградскому проспекту и Тверской улице свадебным кортежем из девяти дорогих иномарок и травматическими пулями пугали водителей обгонявших их автомобилей.

По свидетельству очевидцев, досталось даже работникам ГАИ. Возможно, поэтому полиция отреагировала достаточно быстро и на виновников и гостей церемонии тут же были составлены протоколы за нарушение правил пользования звуковыми сигналами, правил тонировки и использования травматического оружия. Сам пистолет был изъят, а его хозяин уже на следующий день был оштрафован на 2 тысячи рублей. Вопрос о лишении его лицензии на ношение оружия будет решаться по месту жительства.

Где-нибудь в горном ауле такое жениху и его друзьям, наверное, сошло бы с рук - все-таки свадьба, гуляет народ. На Кавказе только ленивый не стреляет в такой торжественный день. Вот в Черкесске, например, палил по полицейским на своей свадьбе в августе сын сенатора Вячеслава Дерева. А еще его кортеж размахивал флагами, что запрещено правилами дорожного движения. С тех пор черкесские «гаишники» объявили флагам из окон свадебных автомобилей «войну». Тем более неприемлемо подобное поведение брачующихся в российской столице. Последнее свадебное хулиганство вызвало очередную волну общественного негодования по отношению к приезжим с Кавказа.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил даже разработать закон, который запретит использовать национальные обычаи за пределами малой родины. «В советское время в уголовном кодексе была статья о национальных пережитках. Наказывали, если отец требовал калым за невесту. Для нас, для русских, это считается бандитизмом. Мы должны ввести уголовное наказание за попытки внедрения местных обычаев на территории РФ», - заявил в эфире «Русской службы новостей» Жириновский.

Его инициативу корреспонденту GTimes прокомментировала одна из сотрудниц дагестанского Института истории, археологии и этнографии. «Стреляют на свадьбах и в самом Дагестане, и почему Жириновский и другие считают, что это дагестанцам нравится?», - возмутилась она. «У меня вопрос к органам федеральной власти: откуда у местного населения, в том числе и у молодежи, оружие? Почему его не изымают? И вообще посмотрите, кто стреляет - обычные люди или те, у которых есть "крыша"? Значит это кому-то очень нужно. В Дагестане есть нормальные, интеллигентные люди, которых многое не устраивает. Но для этого есть власть - пусть наводит порядок», - рекомендовала она.

Махачкалинская собеседница нашего издания подчеркнула, что «рассматривать дагестанцев, как отсталых людей» нельзя, так как они имеют «давнюю и богатую культуру». А «специфика материальной и духовной культуры любого народа, не только дагестанцев, не свидетельствует о наличии "национальных пережитков"». Кроме того, попытка ассимиляции приезжих с Кавказа приведет лишь к обеднению национального разнообразия России.

Заведующий кавказским сектором Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН Энвер Кисриев тоже возмущен попытками законодателей переводить в межнациональную плоскость обыденные правонарушения.

«В этой истории меня поражает реакция государственных органов на обычные случаи. В России в день происходят по нескольку десятков тысяч правонарушений. Почему из всего этого контекста выхватывается одно незначительное происшествие и появляются законодательные инициативы, чтобы ввести какие-то запреты? - спрашивает эксперт, которому все это «напоминает шизофрению государственных органов».

«Все эти вопросы надо решать в правовом поле, - подчеркивает Кисриев - Мы никогда не создадим идеальное государство. Все не будут танцевать балет. Некоторые все равно будут танцевать лезгинку. Надо просто прекратить истерию по всякому поводу. Есть правовые меры, они уже приняты, его оштрафовали».

Обычаи, подчеркивает Кисриев, не касаются государства. Оно должно лишь следить, не выходят ли традиции за рамки правового поля. «Если нечто нарушает закон - является ли это обычаем, или это выдумка самого преступника - он должен соответствующим образом быть наказан. Почему это все превращается в обсуждение проблематики национальных отношений, национальных обычаев? Государство этим провоцирует обострение межнациональных отношений», - считает собеседник GTimes.

Социолог признает, что поведение представителей кавказских народов может казаться другим россиянам подозрительным, но это - неизбежный эффект взаимодействия разных культур. «Это проблема знака. Если вы спокойные люди и встретите еще более спокойных, чем вы, они произведут впечатление добрых и безобидных людей, хотя это может быть и не так. А если видите кавказцев, которые машут руками, громко разговаривая, как итальянцы, это вызывает раздражение. Не потому, что один обычай хорош, а другой плох. Просто потому, что соприкасаются две различные знаковые системы, и несоответствие вызывает раздражение, - пояснил Энвер Кисриев. - К этому надо прибавить общее раздражение в стране: тяжелые условия жизни, низкие зарплаты, отсутствие перспективы. Все это держит людей в стрессовом состоянии. И любое событие может вызвать агрессию. Все это неизбежно в человеческом обществе. Но не надо это усугублять. Надо жизнь организовывать. Человечество давно придумало способ: это право, это закон. Стреляют не только на кавказских свадьбах. Стрелять нельзя - накажите, и нет вопросов».

Вместе с тем на вопрос, почему поведение именно дагестанцев и чеченцев из всех кавказских народов кажется самым вызывающим, эксперт, сам родившийся в Махачкале, ответил: «Это связано с тем, что у нас никогда не было жесткой власти, которая занималась недисциплинированными людьми. Род или семья решали вопросы самостоятельно. Это требовало повышенного уровня агрессивности, необходимости обязательной реакции на какой -то агрессивный поступок со стороны. Восточные кавказцы не апеллируют к власти, когда сталкиваются с проблемами, а решают сами. И конечно им трудно будет быть дисциплинированными в хорошем правовом обществе. Пусть переделывают, меняют свои стереотипы поведения. Правовое общество требует четкого выполнения правовых норм. Бить по физиономии человека на улице нельзя, даже если ты прав, если тебя оскорбили. Если ударил - иди на скамью подсудимых. Если в этом отношении кавказцы будут больше садиться по всякого рода хулиганским эксцессам, что поделаешь, такова судьба. Но ни в коем случае нельзя превращать этот правовой процесс в межнациональный».