Родители и дети

"Альфа-групп" берет "Боржоми" на продажу

"Альфа-групп", планирующая стать совладельцем производителя минеральной воды "Боржоми" IDS Borjomi, совершает покупку ради дальнейшей продажи бренда. Уже в следующем году "Боржоми" может зарегистрироваться в России, а сделка по перепродаже, скорее всего, состоится через два-три года, после того, как позиции "Боржоми" укрепятся на российском рынке. К таким выводам пришел Дмитрий Абзалов, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России, комментируя GTimes новость о возможном приобретении грузинской компании российским консорциумом.

- Дмитрий Габитович, насколько это значимая новость - с точки зрения и политики и экономики?

- Безусловно, "Альфа-групп" рассчитывает на активизацию российско-грузинских отношений. Напомню, в ноябре компания "Борожоми" обратилась в Роспотребнадзор с просьбой вернуться на российский рынок, и российское ведомство отреагировало на эту просьбу положительно. Исходя из наметившихся перспектив улучшения отношений, "Альфа" и приобретает этот актив. "Боржоми" - достаточно сильный бренд, у него очень хорошая узнаваемость, которую можно использовать. Думаю, совершая эту сделку, "Альфа" пытается диверсифицировать риски. Сомневаюсь, что "Альфа" будет полностью владеть активом. Мне представляется, что структуры договорились с учетом интересов двух сторон. Насколько я понимаю, действующие акционеры были заинтересованы в продаже - семья Бадри Патаркацишвили терпела достаточно серьезные финансовые издержки и была нацелена на продажу компании. Думаю, что "Альфа" зарегистрирует "Боржоми" в России уже в следующем году, чтобы как можно скорее вернуть частично утраченные позиции бренда на российском рынке и через два-три года продать контрольный пакет какому-нибудь крупному игроку в сфере "соки-воды". Собственно, на рынке есть два таких игрока - Pepsi и Coca-Cola. Обе компании в последнее время заметно активизировались - достаточно вспомнить покупку "Вимм-Билль-Данн", совершенную Pepsi. Приобретение "Боржоми" поможет любому из этих игроков укрепиться в сегменте минеральных вод.

- Возможно ли возвращение на российский рынок грузинских вин по аналогичному сценарию?

- Думаю, этот вопрос будет разрешен не так скоро. Дело в том, что на российских прилавках в соответствующем ценовом сегменте их во многом уже заместили кубанские вина. Кроме того, здесь придется конкурировать с дешевыми американскими винами - теми же аргентинскими.

- Рассматриваете ли вы сделку "Альфа-групп" в контексте общего потепления отношений России и Грузии?

- Как ни парадоксально, экономические отношения между странами никогда не портились. Россия поставляла электроэнергию через Грузию. Кроме того, происходила продажа "голубого топлива". Многие российские предприниматели владели рядом объектов и активов в Грузии... Так что политическая линия, можно сказать, шла параллельно экономической. Да, были ограничения в доступе на рынок, в транзите через страны, но что касается активов, здесь ухудшение отношений между странами почти не отразилось. Если же говорить о том, что сегодня из-за некоторого снижения политических барьеров экономика может стать локомотивом в налаживании диалога, то это очевидно. Бюджет Грузии сейчас дефицитный. Страна во многом живет за счет серьезных внешних вливаний. Понятно, что в ближайшее время международные программы начнут сокращаться, и Грузии потребуется выработать некий сценарий дальнейшего развития. И, судя по всему, волей-неволей придется заново осваивать российский рынок.

Грузия пыталась выйти с "Боржоми" и своими винами на восточноевропейский рынок, но там есть свои игроки. В сфере минеральных вод - это, скажем, Франция и Германия. Блокировка там серьезная. Поэтому процесс экспансии на российском рынке, по-видимому, безальтернативен для Грузии. Особенно если учесть, что страна в достаточной степени интегрирована в еще ту инфраструктуру, советскую. И Россия, и Грузия заинтересованы в активизации экономического взаимодействия. Поэтому экономика, повторюсь, вполне может стать своеобразным драйвером улучшения отношений. Чтобы полноценно вернуться к совместным траекториям сотрудничества, необходимо стабилизировать ситуацию в регионе, решить проблему безопасности и наладить рынки сбыта. И конечно же, надо избавиться от раздражающей угрозы военного развития событий в вопросе Южной Осетии и Абхазии.

- Эксперты отмечают, что единственным препятствием для покупки грузинской компании может оказаться причастность к активам IDS Borjomi опального олигарха Бориса Березовского. Наш взгляд, этот фактор может сорвать сделку?

- Патаркацишвили в последнее время разошелся с Березовским. К тому же последнего часто обвиняют в загадочной смерти предпринимателя. Какое-то время Патаркацишвили действительно шел в связке с Березовским, но после того как грузинский бизнесмен активизировал противостояние с Саакашвили, их отношения расстроились. Поэтому я сомневаюсь, что здесь есть какие-то политические либо экономические риски для сделки. Не думаю, что причастность Березовского станет препятствием.