Родители и дети

Август 2008-го: преступление Саакашвили?

Грузия намерена назвать имена политиков, виновных в развязывании войны с Россией в августе 2008 года, в результате которой грузинские власти потеряли контроль над Абхазией и Южной Осетией. С 1 января к изучению обстоятельств вооруженного конфликта приступит специальная группа министерства обороны. Эксперты считают оправданным решение начать повторное расследование, при этом они не верят, что на основе полученных данных обвинение будет предъявлено президенту Грузии Михаилу Саакашвили.

Первое расследование проводилось парламентской комиссией в конце 2008 года. Для дачи показаний вызывался в том числе и президент Саакашвили. В итоге аналитики пришли к выводу, что Грузия оказалась не готовой к войне, однако всю вину за развязывание конфликта возложили на Россию.

Известный грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе в интервью корреспонденту GTimes назвал инициативу повторного расследования обоснованной. «Дело в том, что в Грузии сейчас сложилась специфическая ситуация, - практически по всем темам встает вопрос: предпринималось ли это в интересах страны или в интересах партии Саакашвили, - поясняет он. - То же самое касается предыдущего расследования - нужно выяснить, не были ли скрыты ошибки политического руководства или военного командования. А раз появляются такие вопросы, неудивительно, что инициируется повторное расследование».

Сакварелидзе сомневается, что по результатам расследования обвинение будет предъявлено Саакашвили. «Думаю, правительство будет очень осторожно в этом вопросе и не занесет меч правосудия над президентом, - говорит эксперт. - Если бы новые власти хотели предъявить обвинения, они бы это уже сделали - для этого есть много других причин. Хотя война, конечно, будет самой значимой из них, - если комиссия выявит вину Саакашвили».

Вместе с тем грузинский политолог считает, что Минобороны в итоге назовет конкретные имена виновных в развязывании войны. При этом многое, по его словам, будет зависеть от того, в каком направлении пойдет расследование: в политическом или юридическом. «Мне представляется более вероятным «юридический» сценарий. Думаю, власти постараются максимально деполитизировать процедуру, потому что западные партнеры уже предупреждали их о недопустимости политического возмездия», - резюмирует Сакварелидзе.

Министр обороны в 1992-1993 годах и фактический создатель вооруженных сил Грузии Тенгиз Китовани в интервью корреспонденту GTimes признался, что не слышал о создании комиссии по расследованию обстоятельств войны 2008 года. «Я сейчас как раз нахожусь в Грузии, здесь никто об этом ничего не говорит. Никаких комментариев по этому поводу я не слышал», - рассказывает экс-министр, проживающий в Москве с начала 2000-х. На вопрос, вернулся ли он в Грузию насовсем, Китовани отвечает отрицательно: «Нет, скоро приеду в Россию. Семь лет не видел семью; выпала возможность повидаться, приехал».

Относительно инициативы грузинского военного ведомства Китовани отмечает, что комиссии надо в первую очередь выяснить, «зачем Саакашвили стал бомбить российские миротворческие силы в Цхинвальском регионе». «Двадцать лет назад мы договорились с Россией ввести миротворцев, чтобы прекратить там боевые действия. А Саакашвили развязал войну. Единственное преступление - это решение Саакашвили начать войну. Других преступлений там не было», - констатирует эксперт.

Китовани уверен, что президент Грузии «заплатит за все преступления, совершенные при его режиме», однако, на его взгляд, это произойдет не сейчас. «Пока Саакашвили сидит в кресле президента, его хотя и обвиняют, но не прямым текстом. Все-таки президент есть президент. Он пока находится при власти и не признает преступлений, совершенных им во время президентства. Вы знаете, что сейчас происходит в Тбилиси? - неожиданно меняет тему собеседник. - Здесь народу стало дышать легче, потому что ушли люди, которые избивали, расстреливали людей в тюрьмах, на улицах... Около 200 человек было убито по приказу Саакашвили».

Добавим, что, по информации газеты «Известия», новый министр обороны Грузии ждет от комиссии по расследованию также предложений касательно изменения военной доктрины страны. «По словам министра, грузинская армия не намерена впредь осуществлять наступательные операции, в том числе для «восстановления территориальной целостности». Принципом новой военной доктрины также станет деполитизация вооруженных сил», - утверждает издание.