Родители и дети

Ираклий Окруашвили: наполовину оправдан или наполовину виновен?

Экс-министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили более не обвиняется в халатности, превышении служебных полномочий и незаконном присвоении доли в компании "Джеоселл". Главная прокуратура Грузии сняла обвинения по этим статьям во вторник, 8 октября. При этом ведомство продолжает изучение материалов по двум другим делам: об организации незаконных вооруженных формирований и незаконном приобретении 63 миллионов патронов. Эксперты в Грузии и России сходятся в том, что расследование в отношении Окруашвили проводится без политиканства, с соблюдением всех юридических формальностей.

Как отмечает Каха Кукава, лидер партии "Свободная Грузия", первая часть обвинений в адрес Окруашвили, куда можно отнести закрытые прокуратурой дела, с самого начала "не являлась предметом для дискуссии", так как обвинения были явно "сфабрикованы" в сентябре 2007 года президентом Михаилом Саакашвили. "После добровольного возвращения Окруашвили можно было с большой долей уверенности предполагать, что обвинения по этим статьям будут сняты, тем более что его личный адвокат госпожа Беселия (Эка Беселия - прим. ред.) сегодня занимает пост председателя комитета парламента по правам человека", - сообщил Кукава в интервью корреспонденту GTimes.

"Что касается второй части - обвинений, предъявленных после разгрома митинга 26 мая 2011 года, - это уже другая история, - продолжает эксперт. - Согласно этим статьям, Окруашвили обвиняется в связи с российскими спецслужбами, в намерении вторгнуться в Грузию с северной границы - из Северной Осетии, через Цхинвал - и организовать мятежи в пригородах Тбилиси, а потом и в самом Тбилиси. По этому поводу пока неясно, какова будет позиция нынешних властей. Двусмысленными выглядят и комментарии министра юстиции Теи Цулукиани, заявившей, что обвинения в адрес Окруашвили были фальсифицированы, но, возможно, не все".

Окруашвили уверен в своей невиновности, раз добровольно приехал в Грузию, считает Кукава. Он также добавляет, что после выборов 1 октября 2012 года многие вернулись на родину, однако никто из них не имеет стопроцентной гарантии, что новое правительство их оправдает. "Разница в том, - подчеркивает Кукава, - что при правлении Саакашвили не было никакого смысла судиться, потому что все знали, что решения принимает лично Саакашвили, а прокуратура и судебная система выступают в роли нотариусов: подписывают и ставят печати. А сейчас у Окруашвили есть шанс. Он может судиться, предъявлять какие-то доказательства. Снять обвинения с политического заключенного было немыслимо во времена правления Саакашвили. Такого еще не бывало. Поэтому у Окруашвили сейчас шансы на то, чтобы оправдаться, гораздо выше, чем до выборов 1 октября".

По мнению Феликса Станевского, российского политолога, заведующего отделом Кавказа Института стран СНГ, для нынешнего руководства Грузии "исключительно важно" показать беспристрастность в разбирательствах, связанных с нарушениями конституционных норм, прав человека в Грузии в период, когда там "полновластно правил Саакашвили". Именно в этом ракурсе, на взгляд эксперта, нужно рассматривать историю грузинского экс-министра. "Окруашвили много лет находится в оппозиции к режиму Саакашвили, и тем не менее нынешнее руководство рассматривает обвинения, предъявленные этим режимом, с сугубо юридической точки зрения, - поясняет Станевский в интервью GTimes. - Здесь нет политиканства, все делается в соответствии с общепринятыми нормами. Мне кажется, вопрос рассматривается серьезно, и если обвинения по трем пунктам сняты, значит, есть для этого основания. То же касается двух оставшихся пунктов. Если обвинения будут сохранены, стало быть, имеются на то причины".

Беспристрастность в деле Окруашвили, указывает российский политолог, подчеркнет правомерность выдвигаемых новым правительством обвинений в отношении "деятелей бывшего режима". "Весьма показателен момент, когда с Окруашвили были сняты обвинения относительно военных закупок на том основании, что подпись на документах была не его, а руководителя департамента закупок. Суд не утверждает, что Окруашвили ни при чем, но подходит к делу по-хорошему формально: подпись не его, других доказательств нет - значит, обвинение должно быть снято. Это правильный подход, и нынешнее руководство твердо придерживается этой линии. Словом, снятие этих трех обвинений стоит рассматривать как довольно положительный факт, свидетельствующий о беспристрастном отношении нынешнего правительства к тем, кто руководил Грузией в последнее время", - резюмирует Станевский.

С точки зрения эксперта, если с Окруашвили будут сняты все обвинения, экс-министр имеет все шансы вернуться в большую политику. "Пришедшая к власти оппозиция не является оппозицией единомышленников, - обращает внимание собеседник. - У них совершенно различные подходы к тем или иным вопросам развития Грузии, зачастую очень серьезные. Но факт таков: эта оппозиция действует сегодня довольно-таки энергично и солидарно. Я не вижу причин, по которым к этой солидарности не мог бы примкнуть Окруашвили".