Родители и дети

Агенты Саакашвили в голубой форме и без

Сегодня все в Грузии обсуждают одну новость: как выяснилось, на Саакашвили работали спецагенты нетрадиционной ориентации, так называемые "агенты в голубой форме". Завербованные спецслужбами геи занимались тем, что соблазняли известных и влиятельных в Грузии людей, тем самым поставляя правительству компромат. Сенсационные кадры, показанные по местным телевизионным каналам, стали предметом обсуждений и осуждений как на правительственном уровне, так и среди обывателей. О проблемах насущных грузины на некоторое время забыли.

Когда 14-го января ведущий вечерних новостей грузинского телевидения попросил убрать детей с экранов телевизоров, мало кто догадывался, какую горячую информацию приготовило для них новое правительство. Возможно, некоторым в этот момент вспомнились "знаменитые глданские кадры",которые заставили выйти на улицы сотни тысяч горожан. Казалось бы, что может взбудоражить умы обывателей сильнее, чем это? Однако самое интересное на "после", как говорят грузины.

Вниманию миллионов людей были представлены всего три кадра, три коротких эпизода - вырезки из чьей-то интимной жизни. В каждом из эпизодов фигурировали кровать и двое мужчин, лица и фигуры которых были сильно заретушированы. Как выяснилось, объекты съёмки - конспиративные квартиры, так называемые "взлётно-посадочные полосы", снабжённые камерами наблюдения и прослушивающей техникой. Главный герой - подставной завербованный спецслужбами гей, на втором плане - известная в Грузии личность. Задача, поставленная перед главным героем - во что бы то ни стало скомпрометировать известную личность. Позже, когда зафиксированный материал попадал на стол к военному офицеру Мегису Кардава (назовём его продюсером этого "проекта"), герои менялись местами. И главным становился уже знаменитый грузин. Ведь основная цель всей этой грязной операции - заставить популярных людей, имеющих определённый вес и авторитет в грузинском обществе, проявить лояльность к правительству Михаила Саакашвили, восхвалять его деятельность и призывать людей поддерживать его. Учитывая то обстоятельство, что "съёмки" продолжались с мая 2012-го года по сентябрь, то есть прекратились буквально накануне выборов, нетрудно догадаться, как собирались использовать компромат члены "Единого национального движения".

"У каждого правительства свои методы и стиль правления, но когда оно прибегает к таким недостойным способам, как шантаж, это уже никуда не годится", - заявляет генпрокурор Арчил Кбилашвили.

Агентурная сеть в Тбилиси, состоящая из геев, работала вполне плодотворно. Завербовать гомосексуалиста с хрупкой неустойчивой психикой для жёстких работников силовых структур не представляло трудностей. "Я - гей, изгой, отверженец миров, я раб страстей, я пленник своей воли..."

Результат - около 80-ти видеозаписей. Правда, в дело пока пошли только три из них. Но и этого оказалось достаточно для того, чтобы Хартия журналистской этики, различные НПО и правозащитники Грузии ополчились против прокуратуры, обнародовавшей разоблачающий материал.

"Совет Хартии журналисткой этики считает, что посредством распространенных видеозаписей людей возможно идентифицировать, поэтому призывает СМИ прекратить их тиражирование", - говорится в заявлении Совета, распространенном во вторник, 15 января. В заявлении подчеркивается, что журналист должен уважать достоинство человека и его право на неприкосновенность частной жизни, если на это не существует особого общественного интереса.

Совет Хартии журналисткой этики также призвал Главную прокуратуру быть внимательнее при обнародовании записей, снятых скрытой камерой, особенно если они содержат факты из личной жизни человека.

Однако главный прокурор Грузии Арчил Кбилашвили не видит причин для беспокойства и не согласен с НПО, утверждающими, что были нарушены права человека на неприкосновенность его частной жизни. "В этих записях никого невозможно идентифицировать, о каком нарушении прав человека может идти речь?" - заявил он на брифинге журналистам. Тем не менее генпрокурор не видит особой надобности в продолжении распространения скандальных кадров. "Какая разница, одно видео показано или десять, если содержание их примерно одинаково, а участников невозможно распознать", - говорит он.

А что думают обыватели и какова была реакция среднестатистического грузина на увиденное по телевизору 14-го января? Мы устроили небольшой опрос на улицах Тбилиси. Ну, во-первых, после предупредительного интригующего заявления диктора, которое имело примерно тот же эффект, что и советская фраза "детям до 16-ти", сыновья звали отцов, куривших на балконе, матери выводили детей на кухню. Оставшиеся с интересом вглядывались в голубой экран. Но то, что они увидели, ничего, кроме отвращения, у них не вызвало. Удивительно, но семеро из одиннадцати опрошенных на улице ответили примерно так: "Тьфу ты, что, женщин мало?" Женщины отвечать постеснялись. И лишь один человек, 30-летний Васо, сказал: "Я несколько лет прожил в Америке. Думал, если к власти придёт Иванишвили, не раздумывая вернусь домой. Но пока я здесь вижу только то, за что я ненавидел Америку".

Сейчас новое правительство делает ставку в основном на разоблачения преступных действий чиновников и связанные с этим аресты. На какое-то время это оторвет жителей Грузии от насущных проблем. Если обывателю нужно для счастья только хлеба и зрелищ, то сегодняшнего грузина можно считать наполовину счастливым. Осталось только его накормить.