Родители и дети

Грузия: в президенты - как на пенсию

В октябре этого года в Грузии состоятся выборы нового президента страны. И хотя времени в целом до них осталось не так уж много, но на политической арене все спокойно. В предыдущие годы информационная среда уже разрывалась бы от сообщений о начинающейся предвыборной гонке, возможных кандидатах, их заслугах и темных сторонах. Но в нынешнем году все по-другому. Грузинские эксперты объяснили нам, почему борьба за пост главы государства не вызывает ажиотажа у политиков.

Вчера своего президента "провожали" несколько сот тбилисцев, собравшихся на митинг в центре города. Провожали не с почестями, а в сопровождении непристойных иллюстраций (репортаж о митинге читайте тут). От президента требуют уйти сейчас, после того, как закончился определенный Конституцией срок его полномочий.

Но есть нюансы, которые позволяют Саакашвили оставаться в кресле президента почти весь этот год, до октября. После разгона митинга 7 ноября 2007 года президент Грузии ушел в отставку, после чего, в январе 2008-го, были проведены досрочные выборы. Потом были внесены изменения в Конституцию, по которым и парламентские и президентские выборы будут проводиться в октябре. Плюс к этому Михаил Саакашвили сейчас добавляет себе потерянные в первый срок полгода и еще пару месяцев в соответствии с новыми изменениями в Конституции. То есть, хотя срок и закончился 20-го января, но по закону, с учетом досрочно прошедших выборов 2008 года, он заканчивается в октябре.

По законам жанра, уже сегодня должны были бы происходить активные движения по определению потенциальных кандидатов на пост президента страны. Однако в Тбилиси тихо - кажется, что пост президента никому не нужен. Опрошенные нами эксперты считают, что так и есть. Внесенные изменения в основной Закон страны похоронили политические перспективы не только действующего главы государства, но и пост президента как таковой. И пока что очень немногих политиков интересует возможность стать свадебным генералом.

"К этим президентским выборам внимание сейчас минимальное, поскольку они ничего не решают. По большому счету, всем безразлично, кто будет президентом", - считает журналист Тенгиз Аблотия.

Действительно, новому президенту, за исключением приемов официальных делегаций, особо нечем будет заниматься. Однако же выборы - это все-таки соревнование. К тому же сейчас многие видные грузинские политики комплексуют по поводу того, что "у них нет электората", поскольку до триумфа Иванишвили они действительно не могли похвастаться особыми успехами. И для них выборы - это несомненный шанс доказать свою "профпригодность".

Поэтому несомненно в выборах будет интрига, пусть и чисто спортивная. Кто бы мог претендовать на должность президента Грузии? Разумеется, не сам премьер-министр Бидзина Иванишвили. Это понятно, поскольку, вся власть и так в его руках. В принципе, глава правительства уже назвал одну возможную кандидатуру: юрист Вахтанг Хмаладзе. "Это такой книжный червь, который всю жизнь в политике, писал Конституцию, имеет нормальную репутацию, приличный и честный, но не боец, что, в общем, и не требуется - у нас теперь президент будет с ограниченными полномочиями", - характеризует Хмаладзе Тенгиз Аблотия.

Несомненно, одним из самых влиятельных грузинских политиков является Иракли Аласания. Любимчик тбилисского "креативного класса" на протяжении уже очень долгих лет. Один из тех, кому придется доказывать свою способность к самостоятельной политической игре после того, как его сторонники стали лишь составной частью победы "Грузинской мечты". Но у наших комментаторов есть сомнения относительно того, что у него будет желание участвовать в президентской кампании. "Аласания - самая приемлемая фигура для грузинского общества. Он открыт к диалогу и более политкорректный политик, хотя, по-моему, между ним и премьером не все ладно. Думается, что Иванишвили не очень-то доверяет ему", - сказал в интервью "Большому Кавказу" историк Каха Квашилава.

С другой стороны, нужно ли Аласании кресло президента? "Сейчас у него реальные полномочия, он министр обороны. Захочет ли получить пенсионную должность? Не уверен", - оценивает ситуацию Тенгиз Аблотия.

Об определенных трениях между министром обороны и премьер-министром говорят и материалы СМИ, как раз по поводу выдвижения единой кандидатуры от "Грузинской мечты" на президентских выборах. Иванишвили высказался в том духе, что каждый волен выдвигаться, имея ввиду возможные намерения Аласания, но в целом политическое движение согласует единую кандидатуру.

По мнению историка Кахи Квашилавы, удержать новое правящее движение в том виде, в каком оно пришло к власти, будет нелегко. "Мне думается, что республиканцы и политическая партия Аласании смогут найти общий язык, и контролировать ситуацию в коалиции для Иванишвили будет очень сложно. Возможно, у Иванишвили останутся националистические силы, а либералы (республиканцы, Аласания) создадут свой политический центр. Все хотели убрать "националов" и Саакашвили, они этого достигли", - говорит эксперт.

До сих пор мы ничего не говорили о том, кого в качестве возможной кандидатуры на пост президента выдвинет ушедшее в оппозицию "Единое национальное движение". По мнению опрошенных экспертов, здесь тем более не определились с фигурами. "Раньше говорили про мэра Тбилиси Гиги Угулаву, но сейчас он вряд ли пойдет - пост мэра избираемый, и он еще до октября 2014 гарантировано сидит в своем кресле, а так ему придется уйти в отставку, чтоб участвовать в президентских выборах, которые он, скорее всего, проиграет. Так что ему это тоже не нужно. Скорее всего, остановятся на Вано Мерабишвили (бывший всесильный министр внутренних дел), но пока и в их лагере молчание", - говорит Тенгиз Аблотия.

Для грузинской политической традиции предстоящие осенью выборы президента - странное явление. Они, разумеется, не будут выборами без выбора. Но, видимо, это будет абсолютно ненужный обществу процесс.