Родители и дети

НеВинные игры Москвы

Члены новой Ассоциации экспортёров грузинского вина совместно с Центром грузино-российского экономического сотрудничества отправили письмо на имя главного санитарного врача России и надеются на скорейшее достижение результатов. Приезд российской делегации, которая будет проводить инспекцию заводов-производителей вина, ожидается в Грузии уже на этой неделе - 25-го февраля. Представителей Роспотребнадзора ждали еще 11 февраля, но те недосчитались нужных документов и потому отложили визит. Обещанное снятие эмбарго продолжают откладывать. Почему Москва тянет с грузинским вином?

Однажды дата прибытия российских экспертов уже была назначена. В начале февраля Геннадий Онищенко и Леван Давиташвили по итогам переговоров в Москве заявили, что эмбарго на поставки в Россию грузинской продукции может быть снято уже весной. Планировалось, что специалисты Роспотребнадзора отправятся с инспекцией на заводы в Грузию 11 февраля. По заявлениям грузинской стороны, она представила Роспотребнадзору всю необходимую документацию о тех предприятиях-производителях вина и минеральной воды, которые готовы быть проинспектированными российской стороной. Но визит комиссии господина Онищенко был отложен. Официальной причиной было то, что согласованный список заводов и маршрут поездки Грузия отправила позже оговоренного срока.

Онищенко заявил, что специалисты Роспотребнадзора смогут выехать с инспекцией на грузинские заводы после того, как Грузия предоставит информацию о подлежащих проверке предприятиях, которые внесла в список дополнительно.

Давиташвили пожимал плечами. Он был удивлён заявлением Онищенко. Почему это Москва до сих пор не получила документов на эти дополнительные предприятия? Ведь накануне в Роспотребнадзоре ему сказали, что идёт детальное рассмотрение представленных документов, и уже к вечеру будет известна точная дата выезда специалистов для инспекции грузинских заводов.

Читайте также: Грузинское вино рвется в Россию

НеВинные игры Москвы. 29102.jpeg

Так кто уклоняется от прямого диалога? С одной стороны, Москва выражает полную готовность принять грузинское вино и не отрицает, что оно востребовано в РФ. В России сегодня нелегко достать качественное вино по доступной цене. Есть две альтернативы: "Азбука вкуса" и винные лавки с высококачественным вином, но очень высокими ценами, и маркеты с дешёвым суррогатом. Особой популярностью у москвичей пользовалось немецкое вино "Молоко любимой женщины". В то время как в винной лавке цены на бутылку вина начинаются от тысячи рублей (35 USD), "молоко" можно было купить всего за 6 USD. Но, во-первых, оно не идёт ни в какое сравнение с настоящим вином, а во-вторых, в последнее время и оно исчезло с полок магазинов. Любители достают напиток по знакомству. Так почему все-таки Москва тянет с импортом грузинского вина?

Грузинским винным производителям российский рынок тоже нужен. Инспекторов из Роспотребнадзора ждут-не дождутся более 20-ти компаний, занятых производством вин. Некоторые из них вошли в состав Ассоциации экспортёров грузинского вина. Именно эта организация впредь будет заниматься вопросами экспорта в Россию. Основной их задачей будет распространение достоверной информации о грузинской продукции в России и организация контактов грузинских производителей с российскими компаниями-импортёрами.

Все крупные грузинские компании, производящие вино, нуждаются в российском рынке. Даже зная о том, насколько он нестабилен. В любой момент двери этого рынка могут быть захлопнуты перед грузинскими поставщиками. И это будет зависеть не от качества производимого вина, а от отношений между двумя странами. Это своего рода игра, в которой главную роль играет сильнейший. Это способ манипулирования грузинскими производителями и страной в целом. Во всяком случае, так это выглядит со стороны.

Руководитель департамента экспорта одного из ведущих винных производителей "Кахетинское традиционное виноделие" Лела Чхеидзе в интервью GTimes выразила точку зрения практически всех крупных винных компаний: "Нам крайне нужен российский рынок. Он ближе всего к нам, и грузинское вино там востребовано. Украина - один из главных наших импортёров - сегодня перенасыщена грузинским вином, в Белоруссии - квоты на ввоз вин". России это известно. Это козырь в руках Москвы, который можно использовать для снижения цен, для более выгодных условий или просто для того, чтобы лишний раз продемонстрировать зависимость маленькой кавказской страны от большого и влиятельного соседа. Или это просто личная нелюбовь главного санитарного врача господина Онищенко к грузинскому вину?

НеВинные игры Москвы. 29103.jpeg

Однако надо признать, что репутация грузинского вина в России подмочена. Во время эмбарго на грузинское вино на рынки России поставлялась некачественная винная продукция. Производилась ли она в Подмосковье или нелегально поставлялась из Грузии, неизвестно, но так или иначе это "вино" выступало под грузинским торговым знаком. И значит, отвечать за это Грузии.

По-другому обстоят дела с мелкими винными производителями. Они не желают быть вовлеченными в политические игры. Хозяева винных домов и погребов, в отличие от крупных компаний, придерживаются полярного мнения в отношении необходимости в российском рынке. Особенно те, кто ориентируется на самое лучшее - органическое вино. Естественный напиток, приготовленный в традиционных квеври - глиняной посуде, всегда будет востребован на самых интересных европейских рынках. Оно рассчитано на ценителя настоящего вина. И импортируют его такие страны, как Франция и Италия.

В Грузии более 520-ти сортов винограда. В условиях завода сохранить микрорегиональную субкультуру практически невозможно. Получая разные сорта винограда, крупные производители вынуждены смешивать их для производства необходимого количества вина. Ориентироваться и рассчитывать на конкретный сорт в таких условиях просто нереально. В итоге вино как бы "обезличивается", теряет свою уникальность. Это уже массовый продукт. Зато сделанный в условиях, полностью отвечающих требованиям Роспотребнадзора, при соблюдении всех санитарных норм, с должной этикеткой и маркировкой. И устраивающий господина Онищенко.