Родители и дети

Иванишвили, Саакашвили: разговор ни о чем

Вчера в госканцелярии встретились президент Грузии Михаил Саакашвили и премьер-министр страны Бидзина Иванишвили. Несмотря на то, что встреча двух главных людей Грузии несколько раз откладывалась и дата её переносилась, она всё-таки состоялась. Насколько она была результативной, с какими "скелетами в шкафу" пожаловали на нее президент и премьер? Готовы ли лидеры страны говорить и слышать друг друга?

Начнём с того, что от этой встречи ни одна из сторон особых результатов не ждала. Сторонники одной и другой власти не надеялись даже на возможность конструктивного диалога между премьером и президентом. Пожалуй единственный, чьи ожидания от этой встречи были позитивными, был Ричард Норланд - посол США в Грузии. Накануне встречи премьер-министра с президентом он заявил, что такие встречи необходимы для нормального процесса коабитации.
"Я рад, что президент и премьер сегодня встретятся. За событиями в Грузии следит международное сообщество. Оно надеется, что страна сможет решить внутриполитические вопросы мирным путем и продолжит путь к прогрессу, как сильная и привлекательная для инвесторов страна",- заявил посол.

Несколько дней назад Бидзина Иванишвили обращался к президенту призывая его определиться с ответом относительно вносимых в конституцию поправок. Согласно закону президент имеет право на роспуск парламента в любое время, в том числе, в течение шести месяцев после парламентских выборов и за полгода до истечения президентских полномочий. А это противоречит конституционным нормам. Иванишвили предлагает президенту отказаться от этих полномочий а право сохранять назначенный им кабинет министров оставить за парламентом. Это был главный вопрос, по которому надеялся договориться с президентом премьер - министр.

До начала встречи комментариев не было. Зато после её окончания, и президент, и премьер дали достаточно подробную оценку, правда порознь - один на двенадцатом этаже Госканцелярии, второй на первом.

Михаил Саакашвили в интервью журналистам сказал, что встреча была для него интересной, несмотря на фундаментальные различия во взглядах, и даже может быть благодаря этим разногласиям. Но "я не чувствую себя комфортно на своем посту на фоне создавшейся в стране ситуации", - добавил президент. "За последние годы я привык пробуждаться каждое утро, проводить многолюдные встречи, рассмотрения, и что самое главное - открывать новые объекты, начинать строительство новых объектов, открывать университеты и школы, строить дороги и многое другое. Вы видите, что мои дни почти полностью свободны от этого графика, если не считать, что сегодня, примерно через час, открою новый театр, и это будет одним из моих последних подарков батумцам. Поэтому, для меня такое бездействие является тяжелым грузом и сказать, что я чувствую себя комфортно на этой должности в этой обстановке, было бы ложью",- пожаловался президент.
Что касается конкретных вопросов, Михаил Саакашвили подтвердил, что видит возможность сотрудничества в Грузии. Он объяснил, что единственная причина, по которой он продолжает оставаться на посту президента на условиях, ограничивающих его деятельность права и полномочия - это желание сохранить в стране демократическое пространство, демократические рамки, создать какую-то возможность конституционной стабильности и возможность нахождения общего языка другу с другом. То есть цивилизованно разобраться в некоторых вопросах. Он видит в этом свою главную миссию. Он заявил, что не намерен распускать парламент и правительство, так как после смены власти в стране прошло слишком мало времени для того, чтобы дать какую-то оценку его работе. "Хочу сказать четко, что всякие спекуляции о том, что я, возможно, использую право на роспуск правительства или парламента, не соответствуют действительности. Это правительство выбрал грузинский народ, и у него было очень мало времени, для того, чтобы либо я, либо народ адекватно оценили его деятельность. Поэтому, любые разговоры о том, что такие намерения могут существовать, необходимо исключить. Абсолютно невозможно, чтобы я это сделал",- заявил президент.

А премьер-министр Бидзина Иванишвили назвал состоявшуюся вчера встречу с президентом Грузии Михаилом Саакашвили "встречей ради встречи".
"Преставители ЕНД тоже являются членами нашего общества, как и члены большинства, и я их не различаю. Чем больше они смогут говорить на языке общества, объяснить позицию своим детям и семьям, тем лучше будет для нас. Думаю, сегодня в ЕНД очень много нормальных людей, которые могут анализировать и думать о перспективе страны. У меня есть чувство, что этот законопроект (о конституционных поправках, ограничивающих полномочия президента) обязательно будет принят. Если он не будет принят, пусть по этому поводу общество не напрягается. Ничего не произойдет кроме того, что большая часть ЕНД пристыдит себя... Закон должен быть таким, чтобы использовать его могли все. Это должно быть приемлемо для общества. В конституции следует прописать, что Саакашвили имеет право, но он его не использует? Это просто смешно", - заявил Иванишвили.

Он подчеркнул, что Михаил Саакашвили выдвинул три вопроса - свободу СМИ, суда и прекращение массового насилия над людьми. По словам премьер-министра он обвининяет новое правительство в своих же собственных грехах. Ведь известно, что правительство Саакашвили отличалось и попиранием гражданских прав, и давлением, как на СМИ, так и на суд.
По словам Иванишвили, он заявил президенту, что не должен делать заявления только для США и Европы, он должен говорить на языке, понятном народу.
"Моим желанием является, чтобы президент Грузии и его команда стали достойными членами грузинского общества",- сказал Бидзина Иванишвили.

Встреча была своего рода игрой в пинг-понг. К чему призывал один, к тому же призывал и другой. В чём обвинял премьер-министр президента, те же упрёки звучали и от Саакашвили в адрес нового правительства.

Кама Рзаева