Родители и дети

Ширак Торосян: Партия Саакашвили создала в Джавахке атмосферу страха

Смена власти в Грузии в 2012 году привела также к смене политики властей по отношению к национальным меньшинствам. Всплыли проблемы национального толка. Грузия собирается ратифицировать Европейскую хартию региональных языков. Армяне Джавахети подняли вопрос предоставления армянскому языку статуса регионального, что оппозиционное "Единое национальное движение" оценило как сепаратизм. Кроме проблем национального толка, в Джавахети своего решения ожидают вопросы немаловажного социально-экономического блока. Об этих и других проблемных вопросах грузинского региона Джавахети с корреспондентом GeorgiaTimes беседовал депутат от фракции правящей Республиканской партии Армении (РПА), председатель земляческого союза "Джавахк" Ширак Торосян. Родом из Джавахети, он является одним из критиков политики администрации Саакашвили по отношению к национальным меньшинствам.

- Г-н Торосян, генеральный секретарь ныне оппозиционной партии "Единое национальное движение" (ЕНД) Вано Мерабишвили заявил, что в последние годы ЕНД много вложило в различные проекты, направленные на улучшение жизни в Джавахети. Так ли это на самом деле? И как жители Джавахети относятся к "Единому национальному движению"?

- Под фразой "большие вложения" нужно понимать вот что. По программе "Вызовы тысячелетия" в Джавахке была построена дорога (связывающая регион с Тбилиси). Это американская программа, которая должна была реализоваться еще в 2008 году, однако только в 201-ом еле была осуществлена. Второй по очереди идет газификация региона. Это бизнес-проект с огромной прибыльностью. Здесь, скорее, речь идет не об инвестициях, а о получении больших денег. Там процесс газификации стоит намного дороже, чем, например, в Армении. Помимо того, в 21-м веке выглядит смешно, что в целом регионе нет газа, а дроги в разгромленном состоянии. Пусть ЕНД не считает это достижением, так как речь идет об обеспечении элементарных условий для жизни своих граждан, которые платят налоги.

О других масштабных инвестициях в Джавахке я не знаю, таких просто нет. Наоборот, бывшее правительство Грузии прямыми и скрытыми путями вымогало денежные средства из региона. Речь идет о судебно-правовой системе. За последние несколько лет, по нашим сведениям, только из района Ахалкалаки посредством наложенных больших штрафов потекли в Тбилиси несколько миллионов лари. Это результат очень строгой и порой незаконной деятельности судебно-правовой системы. И как после этого население Дажвахка должно относиться к "националам"? Оно однозначно негативно относится к партии Саакашвили, так как эта политическая сила посредством репрессий создала в Джавахке атмосферу страха.

Читайте также: "Единое национальное движение" пудрит людям мозги

- Партия Михаила Саакашвили выражает опасения по поводу того, что поднятый недавно вопрос о статусе армянского языка может спровоцировать сепаратистские настроения в Джавахети. Есть ли такая угроза?

- Сейчас в Джавахке нет сепаратизма или таких настроений, так как обещания премьер-министра Бидзины Иванишвили нацелены на решение почти всех вопросов социально-экономического и национального блоков населения региона. Если, конечно, все эти обещания претворятся в жизнь. Самое главное - сейчас в Джавахке нет атмосферы страха. Люди спокойно беседуют на политические темы, не боясь доносов. Существовала группа армян в Армении и России, въезд которых в Грузию запретило прежнее руководство, однако сейчас этот запрет снят. В эту группу входил и я. Кроме того, были выпущены из тюрьмы все политические заключенные, среди которых для нас представляет большой интерес Ваагн Чахалян (армянский активист из Ахалкалаки). Он был осужден на 10 лет по выдуманным обвинениям.

Однако в Грузии сейчас сформировалось двоевластие, где президент еще имеет большие полномочия и создает препятствия на пути реализации планов нового руководства. Режим Саакашвили вместо решения насущных проблем региона ужесточал репрессии, что привело к возникновению отдельных призывов об автономии. И это могло привести к крайностям, если бы не смена власти в Грузии.

- Ранее некоторые общественные деятели выступали с требованием придать региону Самцхе-Джавахети статус широкой автономии. Много ли сейчас сторонников этого требования?

- Сейчас таких требований в Джавахке просто нет. Никто сейчас не выступает с таких позиций. Вообще, в Джавахке не будет сторонников автономии, если Грузия начнет уважительно относиться к армянам региона, решит их проблемы и предоставит им возможность чувствовать себя полноценными гражданами грузинского государства. Сепаратистские настроения и репрессии прямо пропорциональны друг к другу. Насколько репрессии ужесточаются, насколько и развиваются эти настроения.

- Оправдывает ли новое правительство надежды, которые на него возлагало население Джавахети?

- Население региона в целом положительно относится к новому руководству страны во главе с премьер-министром Бидзиной Иванишвили. Надежды людей связаны с предвыборными обещаниями партии "Грузинская мечта". Решения же новыми властями таких вопросов, как ликвидация репрессий, освобождение политических заключенных и прочее, дает надежду, что другие проблемы (языка, церквей и проблемы социально-экономического характера) также найдут свое решение. После этого наконец-то население Джавахка будет интегрировано в грузинское общество, и люди здесь почувствуют себя полноправными гражданами.

- Мы часто говорим о проблемах национального толка в Джавахети, затмевая вопросы социально-экономического блока. Какая сейчас социально-экономическая ситуация в регионе и какие действия ожидает население от новых властей Грузии?

- В Джавахке существует большая безработица. От правительства ожидают решения именно этого вопроса. Кроме того, регион в целом сельскохозяйственный. Из овощей здесь больше всего выращивают картофель. Продукт высококачественный, производится без химикатов, посредством преимущественно ручной обработки. Все это делает продукт качественным, но несколько дорогим. Однако Грузия импортирует некачественный, дешевый картофель из Пакистана и Турции, что сильно снижает объемы реализации произведенного в Джавахке экологически чистого продукта. В результате продукция здесь остается в амбарах, не продается. Или продается по себестоимости, что убыточно для населения. Вот эту проблему также должно решить новое руководство страны.

- И последний вопрос. После долгой прохлады наступила определенная оттепель в российско-грузинских отношениях. Грузия больше не считает угрозой своей безопасности дислоцированную на территории Армении 102-ю российскую военную базу. Об этом недавно в Ереване заявил министр обороны Грузии Ираклий Аласания. Как Вы думаете, в перспективе может быть так, чтобы Грузия откроет свой коридор для транзита военных грузов из России в Армению?

- Это в первую очередь зависит от того, насколько углубятся российско-грузинские отношения. Какой отметки или уровня глубины они достигнут. Лично я считаю это возможным когда-то в будущем, но не сейчас.

Беседовал Аршалуйс Мгдесян