Родители и дети

Премьер-министр выдвигает кандидата на вылет

Вчера премьер-министр Бидзина Иванишвили заявил, что у него уже нет надежды на то, что удастся наладить отношения с одним из его министров. Однако премьер не назвал имени того министра, с которым он не может найти общий язык и к которому у него есть претензии. Мнения экспертов о том, кто же вылетит из новой правящей команды, разнятся. Так кто же этот опальный министр, который может в скором времени оказаться аутсайдером Кабмина Иванишвили?

"В свое время вы обо всем узнаете... Если имеющиеся вопросы, дай бог, решатся позитивно, я расскажу вам, кого именно они касались. Если же они будут решены наихудшим образом, вы и так об этом узнаете в свое время. У меня уже нет большой надежды, что мы сможем все упорядочить", - заявил Бидзина Иванишвили, заинтриговав представителей СМИ. С этим вопросом они обращались ко всем политикам, к которым имели доступ. Так, на плановой встрече с главой МИД Майей Панджикидзе тоже прозвучал вопрос: "А кто же этот загадочный министр?" На что министр ответила, что у неё нет никаких предположений на этот счёт, и если сам премьер-министр захочет открыть большее, он непременно это сделает.

Вспомним недавние результаты социологического опроса, проведённого NDI - американским национальным демократическим институтом. Опросив более 3-х тысяч респондентов-жителей Грузии, NDI определил рейтинги политиков грузинского правительства. Самый скромный из всех - министр юстиции Теа Цулукиани - стала самым популярным членом кабинета министров. Вслед за ней шли министр обороны Ираклий Аласания и глава МВД Ираклий Гарибашвили. Министр энергетики Каха Каладзе оказался на девятом месте по популярности, а один из любимцев премьер-министра Гиорги Маргвелашвили и вовсе на десятой ступеньке. Пожалуй, в самом "хвосте" этого рейтингового списка идут министр по вопросам реинтеграции Паата Закареишвили, государственный министр по вопросам евроатлантической интеграции Алекси Петриашвили и Давид Дарахвелидзе, занимающийся проблемами беженцев.

Мнения независимых экспертов в этом вопросе разнятся. Главной трудностью является то, что никто не может сказать, какими именно аргументами руководствуется Бидзина Иванишвили - объективными показателями работы того или иного ведомства или всё же личностными причинами.

Так, в интервью GeorgiaTimes эксперт Ника Читадзе заявил, что опасается того, что этим "нежеланным" министром может оказаться Ираклий Аласания. "Это отнюдь не значит, что качество его работы низкое. Наоборот, он имеет большой опыт. Ещё при правительстве Шеварднадзе, будучи заместителем министра безопасности, Аласания провернул блестящую операцию в Панкисском ущелье. Он также активно сотрудничает с гражданским сектором. Так, к примеру, завтра мы - эксперты-международники - приглашены на мероприятие, посвящённое Дню вооружённых сил. Просто у премьер-министра могут на первом месте стоять межличностные отношения. А с Аласанией они у него не сложились с самого начала. Вы помните, как премьер-министр отстранил Аласанию от должности вице-премьера по причине того, что он обсуждал с членами партии свою кандидатуру на пост президента страны, предварительно не согласовав этого с премьером? Я лично в этом не вижу причин для обиды. Рано или поздно Иванишвили поставили бы в известность об этом. Но если исключить личностные отношения Иванишвили с министрами и подумать о том, кто по объективным причинам может оказаться в аутсайдерах, тут, я думаю, у премьер-министра больше поводов для недовольства сферами экономики и финансов - министрами Гиоргием Квирикашвили и Нодаром Хадури. Эти сферы наиболее слабые на сегодняшний день", - отметил эксперт Ника Читадзе.

Другой независимый эксперт Сосо Цискаришвили полагает, что не столь важно, кого именно имел ввиду премьер-министр. А важно то, что теперь всем министрам надо держать ухо востро, проанализировать себя и свою работу, пытаясь ответить на вопрос, может ли он оказаться в аутсайдерах.

На вопрос, может ли этим "загадочным" министром с плохой репутацией оказаться Ираклий Аласания, президент клуба независимых экспертов ответил, что в этом случае это, скорее, будет скандал, нежели просто смещение одного министра с должности.

В свою очередь эксперт Сосо Цинцадзе в интервью GeorgiaTimes подчеркнул, что ситуацию слишком трудно оценить. "Понимаете, если судить по трудности области и неэффективности проделанных работ, то следует в первую очередь назвать министерство сельского хозяйства. Учитывая то, сколько денег было вложено в эту сферу с начала года (а это очень солидная сумма - до 1 млрд), эффект работы сельскохозяйственного министерства не может быть расценен, как адекватный. А премьер-министр очень многого ожидает от этой области. У Иванишвили также есть все основания быть недовольным банковской и страховой сферой. Но "дамоклов меч", на мой взгляд, всё-таки висит именно над министром сельского хозяйства Давидом Кирвалидзе", - считает господин Сосо Цинцадзе.

В случае оценки слов премьер-министра с точки зрения политических нестыковок, разговор может идти и об Ираклии Аласании. "Но здесь уже деловые отношения приносятся в жертву политике, - заявляет эксперт. - Один - приверженец президентской республики, другой видит будущее Грузии как парламентской республики. Слишком часто из уст двух политиков звучат кардинально противоположные оценки в том или ином вопросе".

Мы провели и свой собственный опрос на улицах Тбилиси. В результате чаще всего приходилось слышать имя Ираклия Аласании. Но не как аутсайдера, а наоборот - как самого солидного политика, прекрасного оратора, министра, хорошо знающего своё дело. Что характерно, грузинки, которые чаще мужчин произносили имя главы МО, не могли назвать объективную причину своего выбора. Никто не мог вспомнить, что именно Ираклий Аласания сделал после назначения на пост министра. Зато у всех на лицах появлялась улыбка, свидетельствующая о том, что они, скорее всего, находятся под влиянием личного обаяния Аласании. Самым незаметным и малоэффективным жители Тбилиси назвали министра экономики и устойчивого развития Гиоргия Квирикашвили. Самыми большими трудоголиками - Ираклия Гарибашвили, Георгия Маргвелашвили и Тею Цулукиани.