Родители и дети

Почему у Абхазии и Грузии не получится

Новая правящая команда в Грузии активно взялась за дела, в числе которых урегулирование уже кажущихся старыми как мир конфликтов с Абхазией и Южной Осетией. Уже очевидно, что политика новых властей страны будет значительно рациональнее, чем та, которая была у их предшественников. Главный ее тезис можно сформулировать так: "От изоляции к деизоляции". Но, скорее всего, и в этот раз Тбилиси ждет разочарование - лет через семь окажется, что все осталось так, как есть сейчас. Попробуем объяснить, почему так произойдет.

Паата Закареишвили, грузинский госминистр по реинтеграции - человек очень симпатичный, и, наверное, сам себе он кажется не лишенным хитрости стратегом. Сколько бы его ни критиковали оппоненты, а придумал он довольно умную штуку. Закареишвили выступает и говорит: "Мы готовы открыть железнодорожное движение". В ответ из Сухума - "Нет". "Ок", - говорит госминистр, и закрывает тему. Попробуем предположить, что на следующий раз грузинская сторона предложит помощь в открытии аэропорта, будет готова обсуждать вопрос признания факта возвращения беженцев в Гальский район Абхазии, а также много чего еще. Быть может, даже предложит невероятное: помочь с признанием абхазских паспортов Евросоюзом, чтобы жители страны смогли по этим документам ездить в Европу.

Паата Закареишвили отлично знает, что и по поводу всех этих инициатив он получит из Сухума отказ. И госминистр понимает, что вот эта серия отказов "сепаратистов" просто-таки зароет в землю их рейтинг в глазах того же Евросоюза и международных структур. И это станет реальной, настоящей победой грузинской дипломатии в противостоянии с отколовшимися автономиями, значительно большей, чем существовавшие только в воображении Саакашвили успехи в борьбе за реинтеграцию.

Но Паата Закареишвили искренен - он готов сесть за стол переговоров по любой теме, которую захотят обсудить в Сухуме. То есть он ведет беспроигрышную игру: хотите, говорите "да", хотите - "нет". Он готов к любому развитию событий.

Но проблема именно в том, что Закареишвили ведет игру. Он занимается политикой - реальной, настоящей, со стратегией, тактиками, в надежде добиться если не прорывов в урегулировании, то хотя бы дипломатических побед.

Но, на его беду, в Абхазии не играют. И не хотят играть. И не занимаются политикой. Сухум не интересуют дипломатические победы или поражения, здесь не разрабатывают стратегий и тактик во взаимоотношениях с Тбилиси, не видят никаких перспектив и выгод от общения с Грузией и просто хотят, чтобы их оставили в покое. Да, это проигрышная тактика, да, это роняет рейтинг, да, это позволяет международному сообществу утвердиться во мнении, что "сепаратистские режимы находятся под контролем Кремля", поскольку всем очень трудно будет понять мотивацию Абхазии постоянно говорить "Нет". Здесь мы нащупали цивилизационную грань между маленькой бывшей автономией и "большой" Грузией. В достаточной степени погруженная в современный мир Грузия играет по его правилам. Являясь по сравнению с Абхазией сравнительно большим рынком, эта страна задействует современные политические технологии, взаимодействует с миром и намерена с помощью известного ей инструментария в политике и дипломатии решать свои проблемы.

А это невозможно, потому что в Сухуме живут в другом времени. Здесь другая внутренняя социальная культура. В конце концов, у власти здесь уже двадцать лет одни и те же люди. Они давно устарели, но масштабы маленькой страны и пока достаточно простые задачи позволяют сохранить им какие-то остатки конкурентоспособности. Они не знают, как играть, и не хотят участвовать в играх, в которые с ними хотят играть грузины. И в этом абхазскому руководству надо отдать должное - они честны и не лицемерны. И что еще немаловажно - игнор, в который абхазы отправили грузин, это общая массовая позиция, которую занимает абхазское общество по отношению к Грузии. Так что в данном случае абхазские власти делают, точнее, не делают ничего, потому что никак не взаимодействовать с Грузией - это желание абхазского общества.

Позиция Абхазии действительно проигрышная. Но она отталкивается от очень простого житейского подхода к вопросу. "От Грузии одна только головная боль, никаких серьезных выгод не будет, подарки в обмен на что-либо пусть оставят себе".

В связи со всем вышеизложенным, самой большой ошибкой новой грузинской администрации будет очередная стратегия, не важно, по вовлечению или по деизоляции. Тбилиси опять будет похож на того рекламщика, которого из двери, а он в окно. Мало того, что это ничего не даст в практическом смысле, кроме дипломатических побед. Это унижает саму Грузию как государство.

Самое лучшее, что может сделать Грузия - это оставить Абхазию в покое. На время просто забыть о существовании этой страны. Время само все расставит по своим местам - рано или поздно придется договариваться о цивилизованном режиме на границе, о выдаче преступников, о транспорте и логистике - в общем, обо всем, о чем невозможно не договориться, если две страны являются соседями. Может, придет то время, когда будут решаться конкретные прикладные вопросы взаимоотношений, а не как сейчас, когда за политическими уступками маячат малопривлекательные "скелеты в шкафу".

Антон Кривенюк

По материалам BigCaucasus.com