Родители и дети

Грузия: без роз и без мечты

В столице Грузии, городе Тбилиси вновь переименовывают улицы и площади. Площадь Роз - символ правления Михаила Саакашвили и партии "Единое национальное движение" - будет носить имя Мераба Коставы. А Тбилисский международный аэропорт станет аэропортом имени Звиада Гамсахурдиа. Что это, новая волна символизма или попытка стереть из истории годы правления пока еще действующего президента? Как оценивают жители Тбилиси последние инициативы Тбилисского Сакребуло и вообще действия новых властей страны?

"Революция роз", ставшая символом правления Михаила Саакашвили и "Единого национального движения", уходит в прошлое. Уходит так, что стираются все следы этого события. Вот и Площадь Роз в центре Тбилиси, названная так Михаилом Саакашвили спустя всего год после "бархатной революции", переименована. Отныне она будет называться именем одного из лидеров национально-освободительного движения конца 1980-х Мераба Коставы. Городские власти называют этот процесс "ликвидацией части истории" и считают его оправданным. Вместе с тем подчеркивают, что оно не вызвано ненавистью к этому конкретному событию.

Впрочем, "розы" явно не прельщают политиков от "мечты". Так, сразу после победы на парламентских выборах в октябре 2012 года Бидзина Иванишвили и его коалиция приняли решение не праздновать годовщину "революции роз". До того этот день ежегодно отмечался. 23-е ноября и Саакашвили, и его команда праздновали с особой помпезностью.

Читайте также: Революция роз уйдет с площади

Но на этом Тбилисское городское собрание не остановилось. Очевидно, считая эти вопросы жизненно важными, следующим решением депутаты Сакребуло назвали Тбилисский международный аэропорт в честь первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа. Это решение особенно пришлось по душе сторонникам первого президента, т.н. "звиадистам", которых и сегодня в Грузии немало. А вот в той части общества, которая пострадала в период диктаторского правления Звиада Гамсахурдиа, это решение вызвало небольшое недоумение.

Но и это еще не все. Войдя во вкус, городские депутаты решили перенести площадь Европы, а точнее, ее название. Планируется назвать этим именем парк Рике, а бывшую площадь Европы переименовать в площадь Ста тысячи мучеников.

Переименование улиц и площадей, введение новых праздников и дней памяти было излюбленным занятием прежних властей Грузии. Особенно известным стал случай с названием одной из улиц Тбилиси именем бывшего президента США Джорджа Буша, очевидно, за уникальный вклад в развитие грузинской государственности и демократии. Но еще более скандальным было решение о переносе памятника грузинскому царю Давиду Агмашенебели (Строителю) из центра города на трассу при въезде в Тбилиси. Других царей, правда, не трогали, то и этот случай наделал много шума.

Как видно, нынешнее городское собрание, в котором "Нацдвижение" хоть и потеряло официально большинство, но их депутаты тем не менее в Сакребуло преобладают, за несколько месяцев до президентских выборов хочет показать свое лояльное отношение к властям Иванишвили. Иначе как бы они позволили отнять у Михаила Саакашвили его главный символ - розу, и все связанные с этим событием названия?

Большинство населения Тбилиси встретило это решение практически равнодушно. Мы провели небольшой опрос на улицах Тбилиси - что же думают жители города по поводу смены этих названий.

"Я что-то слышал, собирались переименовать. Что, уже разве решили? - отвечает вопросом на вопрос житель Тбилиси Константин. - Если честно, мне без разницы, пусть будет хоть Гамсахурдиа, Хоть Костава, хоть Шеварднадзе. Людям от этого жить легче не станет", - говорит он.

"Правильно сделали, что назвали аэропорт именем Звиада Гамсахурдиа. Если честно, мне не совсем понятно, чем их не устраивала "Площадь роз", - говорит еще один тбилисец Вахтанг. - Ах да, это же связано с Саакашвили! Ну, значит, потом придет следующая власть и все сменит по-своему. Не надоело им заниматься ерундой?"

А вот жительница Тбилиси Эка полагает, что это свидетельствует об отношение местных властей к жителям столицы. "Это то самое Сакребуло, которое привязывало плату за мусор к электроэнергии. Если вы не платили, скажем, за воду, вам отключали свет - это тоже их решение, - говорит Эка. - А теперь они что хотят реабилитироваться в глазах людей? Думаю, что у них ничего не получится".

Опрос еще раз продемонстрировал - жители Грузии стали более прагматичными. Сегодня их уже не подкупить громкими, но одновременно пустыми обещаниями о светлом будущем, миллионах рабочих мест, жизни без бедности. Всего этого люди наслышались за последние 20 лет. И еще одно - в Грузии постепенно начинает преобладать поддержка политической программы и реальных действий и исчезает такое понятие, как просто поддержка политической фигуры. Так что и действующей, и будущей власти одними символами, будь то роза или мечта, не обойтись.

Михаил Вардзелашвили