Родители и дети

Василий Лихачев: мотивация Тбилиси — август 2008

На президентские выборы в Грузию начали прибывать международные наблюдатели. Уже направились туда представители Эстонии, также должны уже прибыть американские делегаты. А вот россиян в Тбилиси не ждут. Депутаты Госдумы Василий Лихачев и Леонид Калашников, входящие в миссию наблюдателей ПАСЕ, могут быть подвергнуты уголовному преследованию на территории Грузии, оштрафованы и выдворены из страны. Причиной является закон об "оккупированных территориях". Однако сам Василий Лихачев видит причину отказа Тбилиси в другом. В комментарии корреспонденту GeorgiaTimes.info депутат рассказал, что основной мотивацией Тбилиси является его позиция относительно конфликта в Цхинвале в 2008 году.

Депутаты Госдумы Василий Лихачев и Леонид Калашников, входящие в состав миссии ПАСЕ по наблюдению за президентскими выборами, не поедут в Тбилиси. Грузинский МИД пугает их уголовным преследованием, штрафом и изгнанием из страны. Дело в том, что депутаты ранее посещали страны, которые Грузия считает своими автономиями - Абхазию или Южную Осетию.

Неудивительно, что в Грузии так кстати вспомнили о законе об "оккупированных территориях", который депутаты могли нарушить. Этот закон не единожды использовался для того, чтобы запугать неугодных правительству лиц. Странно другое - что Тбилиси забыл о международных обязательствах, взятых на себя при вступлении в Совет Европы. Одним из этих обязательств является предоставление иммунитета для представителей ПАСЕ, в том числе и для российских депутатов. На это и на многое другое обратил внимание в разговоре с корреспондентом GeorgiaTimes.info депутат Госдумы Василий Лихачев, входящий в состав миссии наблюдателей ПАСЕ.

"Мне регулярно пересылают из Франции все форс-мажорные документы, которые приходят из Тбилиси в адрес генерального секретаря ПАСЕ, господина Савитского. Последний документ, за подписью Тедо Джапаридзе, у меня перед глазами, - говорит Лихачев. - Тут, в частности, подчеркивается, что грузинская сторона на сегодняшний день не нашла технические варианты решения ситуации со мной, и поэтому я не могу быть допущен на территорию Грузии. Они подтверждают другой документ, первый, от 22 сентября 2013 года, где объясняется, что я попадаю под действие закона об оккупированных территориях в силу посещения Абхазии в качестве международного наблюдателя на президентских выборах в 2009 году. Даже говорится, что могут быть применены всякого рода уголовные санкции".

По мнению Василия Лихачева, причиной для отказа в посещении страны является не его визит в Абхазию. "Дело, мне кажется, даже не в моей формальной связи с событиями 2009 года. Есть прецеденты, когда в Грузию приезжают люди, неоднократно посещавшие и Абхазию, и Южную Осетию, и на них бы этот закон должен был распространяться. Мы об этой практике тоже знаем", - обращает внимание Лихачев.

Скорее всего, таким образом Тбилиси напоминает депутату о его заявлениях после пятидневной войны в Цхинвале. "В 2008 году я был заместителем председателя комитета по международным делам совета федерации России и только недавно приехал из Брюсселя, где выполнял в течение пяти лет функцию чрезвычайного уполномоченного посла РФ при Европейском Союзе и познакомился с Зурабом Абашидзе (очень хорошо дружили, приятельские отношения сохраняли и в Москве, когда он здесь работал). Мотив состоит именно в том, что по событиям августа 2008 года я на языке международного права объяснял неправомерность действий грузинской стороны. Мне кажется, что это главная мотивация, - полагает Лихачев. - Бояться моих действий и оценок в качестве международного наблюдателя? Это вряд ли можно рассматривать как мотив", - добавляет он.

Такое поведение официального Тбилиси не может остаться без внимания мирового сообщества. Василий Лихачев в комментарии нашему изданию уточнил, что Грузия в данном случае нарушает международные обязательства, взятые ей при вступлении в европейские структуры. "На сегодня все политические фракции ПАСЕ, государства, отдельные члены - они все на моей стороне. А главное, наша позиция опирается на нормы международного права. Есть обязательства, которые Грузия приняла при вступлении в Совет Европы. Там четко сказано (опираясь на мнение юридической службы Совета Европы), что Грузия как суверенное государство приняла обязательства, в том числе по обеспечению иммунитета, привилегий, обеспечению деятельности членов ПАСЕ. И как раз поведение официальных лиц Грузии в отношении меня показывает, что, к большому сожалению, мы должны говорить о том, что весь принцип уважения международных обязательств со стороны грузинской власти нарушается. Прискорбно об этом говорить, но это факт. И теперь надо ждать сбора комитета по мониторингу, который проведет заседание 5-6-го ноября в Вене и будет специально рассматривать вопрос о выполнении Грузией своих международных обязательств при вступлении в Совет Европы, в частности - дело Лихачева".

Эта ситуация идет не на пользу отношениям России и Грузии, которые вроде бы начали налаживаться с приходом к власти "Грузинской мечты". Ставя преграды перед российскими наблюдателями, Тбилиси вредит в первую очередь самому себе. Ведь сейчас, в момент полной смены власти, грузинскому правительству нужно подумать о том, чтобы начать обзаводиться друзьями за пределами страны. А подобные запреты выглядят, мягко говоря, не дружественно. "Сегодня Тбилиси нужно, особенно при переходе власти в другие руки, формировать клуб друзей Грузии. Но такими способами этот клуб, понятно, не будет сформирован", - с грустью констатирует Василий Лихачев.