Родители и дети

Юстиция Саакашвили обратилась в руины

Дом юстиции в Тбилиси, гордость экс-президента Саакашвили, за насколько минут чуть не превратился в руины. Причина — ураганный ветер, бушевавший накануне в грузинской столице. На сей раз у здания обрушилась крыша, и ведомство, где происходит регистрация почти всех документов, оказалось парализовано. Во сколько обошлось строительство этого здания грузинским налогоплательщикам, и кто построил крышу, рассыпавшуюся на глазах сотен людей?

Крыша тбилисского Дома юстиции, или в переводе с латыни, дома справедливости и правосудия, рассыпается так же, как и сама система правосудия периода Михаила Саакашвили. Достаточно было небольшого природного катаклизма — урагана в Тбилиси, как это чудо архитектуры 21-го века лишилось покрытия, которое чуть не упало на головы многочисленных посетителей Дома юстиции. Ведь они представить себе не могли, что это здание могло развалиться на части от дуновения ветерка.

Здание Дома юстиции построила грузино-китайская компания Huachuan LTD. Без крыши строительство обошлось в 60 миллионов евро. Оно было построено всего за шесть месяцев — такие "стахановские" темпы очень нравились Михаилу Саакашвили. Естественно, ни о каком качестве речи не шло, что и подтвердили последние события.

Ранее мы писали: Дом правительства, который не достроил Саакашвили

А вот крышу здания стоила другая фирма — итальянская компания Permasteelisa Interiors. Крыша обошлась налогоплательщикам в 10 миллионов евро. Интересно, что строительство велось путем прямой закупки, то есть контракт с подрядчиками был оформлен без проведения электронного тендера с участием гражданского реестра и национального банка Грузии.

В связи с тем, что никто не знает, что еще может посыпаться с крыши Дома юстиции, руководство Минюста приняло решение на время закрыть его. Граждан будет обслуживать сервис-центр, находящийся поблизости. Впрочем, не совсем понятно, как справится это альтернативное здание с огромным количеством посетителей, которые ежедневно приходят в Дом юстиции.

Проблемы с Домом юстиции начались давно. Из-за неправильного проекта спустя всего лишь год после завершения строительства осела автостоянка, находившаяся неподалеку. Видимо, технические характеристики этого места вообще не были изучены. Из-за этого посетители Дома юстиции были вынуждены оставлять машины где попало, что привело к огромным пробкам на правой набережной Тбилиси.

Читайте также: У парламента Саакашвили крыша потекла

Кстати, жители Тбилиси нисколько не удивились обрушению крыши этого здания. Дело в том, что это не первый случай, когда наспех построенные при Саакашвили здания обрушаются. Аналогичная история несколько лет назад произошла с Тбилисским международным аэропортом, крыша которого сначала стала протекать во время дождя, а затем ее тоже снесло ветром. Строительство этого аэропорта обошлось в 60 миллионов долларов, и он, как и Дом юстиции, был построен за полгода. То же самое произошло и со зданием парламента в Кутаиси, где также несколько раз обрушивалась крыша. С той лишь разницей, что новое здание законодательного органа, по официальным данным, обошлось более чем в 300 миллионов лари (более 176 миллионов долларов), а по неофициальным эта сумма перевалила за миллиард лари.

Недаром эксперты называют период правления Михаила Саакашвили "фасадной демократией". Новые красивые здания, отремонтированные улицы, яркое освещение. Все это скрывало проблемы, которые решать никто не собирался. А именно — обнищание населения страны, тотальная безработица и ущемление прав граждан с "неправильными" политическими взглядами. Пытаясь выглядеть "маяком демократии" на постсоветском пространстве в глазах западных партнеров, Саакашвили и его команда присвоили весь существующий в стране бизнес, неугодных предпринимателей либо обанкротили, либо упекли в тюрьму, а на их места посадили людей, приближенных к "Единому национальному движению".

Читайте также: Грузинский парламент без крыши над головой

То же самое можно сказать и о системе правосудия. Судебная реформа, которой так гордился экс-президент, поскольку раньше и сам занимал пост министра юстиции, свелась лишь к облачению представителей грузинской Фемиды в красивые мантии судей. На самом же деле ни о каком независимом суде речи идти не могло. Все уголовные дела, в том числе приговоры обвиняемым, решались в прокуратуре. Суд был сведен до уровня нотариуса, официально регистрирующего то или иное решение.

Типичным примером фасадной демократии был и Дом юстиции. Да, процедуры выдачи документов стали чрезвычайно просты. Да, любой желающий мог зарегистрировать бизнес, продать или приобрести имущество всего за несколько минут. Однако это официально. А на практике этот бизнес так же легко могли закрыть, причем спустя всего несколько дней или месяцев — просто если он приглянулся человеку, приближенному к правящей элите.

Так что обрушение Дома юстиции может носить некий символический характер — оно воплощает шаткость системы созданной при Саакашвили и одновременно напоминает нынешним властям, что без радикальных шагов и институциональных реформ, продолжится бег на месте. А ведь Грузия занимается этим спортом последние 20 лет.

Михаил Вардзелашвили