Новости психологии

Иран пригрозил перекрыть Ормузский пролив

Вице-президент Ирана Реза Рахими заявил, что Тегеран перекроет проход нефтеналивных судов через Ормузский пролив, если страны Запада введут санкции в отношении экспорта иранской нефти.

По словам Рахими, его страна нацелена лишь на дружественные отношения с другими странами, однако западные государства продолжают давить на Иран. В случае, если западные страны не прекратят свою агрессивную внешнюю политику в отношении Тегерана, Иран будет вынужден жестко ответить, пояснил вице-президент.

В ответ командование Пятого флота ВМС США, дислоцированного в Бахрейне, заявило, что не допустит препятствий судоходству в Ормузском проливе, сообщает Reuters. Ранее перекрыть пролив угрожали иранские власти.

"Свободное движение товаров и услуг через Ормузский пролив жизненно важно для регионального и мирового благополучия. Любой, кто угрожает свободному судоходству в международных водах пролива, противопоставляет себя международному сообществу. Препятствование судоходству - неприемлемо", - говорится в заявлении Пятого флота.

В начале декабря 2011 года иранские вооруженные силы обещали провести учения по экстренной блокаде Ормузского пролива, что привело к росту мировых цен на нефть.

Через Ормузский пролив, который соединяет Оманский залив на юго-востоке с Персидским заливом на юго-западе, проходит около трети всех нефтеналивных судов в мире. В случае его перекрытия, мировые рынки ожидает неизбежный дефицит нефти и, следовательно, рост цен на нефтепродукты.

Санкции, которых опасается иранское руководство, страны Запада стали вводить после публикации доклада МАГАТЭ, уличившего Тегеран в разработке ядерного оружия. Иран в свою очередь настаивает на исключительно мирной направленности ядерных исследований.

Пятый флот ВМС США базируется на территории Бахрейна и несет боевое дежурство в водах Индийского океана и Персидского залива, обеспечивая охрану главных нефтяных коммуникаций, пишет Лента.ру.

Возможно, мир сейчас застыл на пороге новой большой войны - иранской. Источники, близкие к спецслужбам разных стран, даже называют конкретные сроки ее начала. Южный Кавказ непосредственно граничит с Ираном. Российские границы тоже пролегают совсем недалеко. GeorgiaTimes и докторант кафедры политологии Тбилисского госуниверситета Соломон Лебаноидзе попытались предсказать, какими могут быть последствия вооруженного конфликта для отдельных стран региона.

Война может начаться с удара Израиля по "ядерным" целям в Иране. Атаку поддержат и США. Если это произойдет, то новая масштабная война станет неизбежностью. Иран - это вам не Ливия, и даже не Ирак. К тому же антииранским силам не удалось создать вокруг страны "пояс ненависти", а значит, многие страны прямо или косвенно поддержат Тегеран. В частности, Китай. Президент страны Ху Цзиньтао настоятельно предупредил, что если США или другая страна нападет на Иран, Китай быстро предпримет меры и сам вступит в войну. Что касается Москвы, то, по сведениям близких к российскому Министерству обороны источников, как пишет "Независимая газета", силы, имеющиеся в регионе, уже мобилизованы на случай возможной войны. Что будет с южнокавказским регионом в случае новой глобальной войны, GeorgiaTimes пытается предсказать с помощью экспертов.

С пессимизмом смотрит в ближайшее будущее грузинский политолог Соломон Лебаноидзе. В интервью GeorgiaTimes он сказал, что война в Иране очень вероятна. "Как бы не получилось так, что эта война перерастет в Третью Мировую. Никто из соседей не останется в стороне. Потому что есть масса нюансов, которые ни одной из кавказских стран, скорее всего, не дадут возможности остаться тихой гаванью", - говорит политолог.

Лебаноидзе может быть прав. Однозначно против войны с Ираном выступит Россия. Остаться совершенно в стороне она не сможет, а по итогам переговоров с лидером Китая стало ясно, что нельзя исключать и военного союза, который вполне может превратиться в антизападную коалицию сил, воюющих против Израиля, и США, если те вмешаются в войну.

Совсем близко от Еревана, где по выходным расслабляются иранцы, стоит российская 102-я военная база. Она окажется под ударом, причем с высокой вероятностью ее полной потери для России. Еще в прошлом году Грузия закрыла для РФ возможность транзита военных грузов через территорию страны. "Если начнется война, а российская база в Армении окажется в изоляции, то нельзя исключать, что Россия предпримет меры, чтобы обеспечить себе коридор через Грузию", - считает политолог.

Вообще, по мнению нашего эксперта, грузинские власти сейчас находятся в очень сложном положении. "У Грузии с Ираном очень прагматичные и добрые отношения. Я думаю, что Тбилиси постарается сыграть в этом процессе пассивную роль", - сказал политолог.

По информации "Независимой газеты", российская сторона уже озаботилась безопасностью своей базы в Армении. Оттуда увезли семьи военнослужащих, а личный состав перевели в другой район страны, ближе к границе с Турцией.

Вчера глава Совета безопасности России Николай Патрушев нанес однодневный визит в Абхазию. Он посетил могилу президента Сергея Багапша, у которой молча просидел достаточно долго, потом его повезли в Новоафонский монастырь - и по российским военным базам. Совершенно ясно, что Патрушев приехал в Абхазию не прогуляться. Москва мобилизует все свои военные ресурсы в регионе на случай войны.

На сюрпризы способен Баку. Изоляция в Армении 102-й российской военной базы и ее ограниченная боеспособность могут подвигнуть азербайджанцев на новую войну за Нагорный Карабах. "Есть серьезная опасность, что Азербайджан воспользуется ослаблением России в Армении и начнет войну для освобождения Карабаха", - говорит Соломон Лебаноидзе. "Как будет развиваться эта война, зависит от участия в ней более крупных игроков - таких, как США, Турция. В данном случае я не думаю, что Штаты останутся пассивными", - считает политолог.

Война в Иране для Южного Кавказа может уподобиться событиям начала 90-х годов прошлого столетия. Тогда регион пережил "разгерметизацию" привычного состояния, следствием чего стали войны и конфликты, неурегулированные до сих пор. Так же и сейчас у очень многих участников региональной политики появится желание решить "под шумок" иранской войны свои проблемы.