Новости психологии

Эксперты: отношения Цхинвала с Тбилиси могут обостриться

Отношения между Цхинвалом и Тбилиси могут обостриться после президентских выборов в Южной Осетии, считают эксперты.

По словам старшего научного сотрудника Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Вадима Муханова, завершение предвыборной кампании само по себе хороший знак для республики. "Потому что лейтмотив последних сообщений с территории Южной Осетии - это усталость населения от постоянных разборок элиты и постоянной ситуации неопределенности", - считает он.

Он напомнил, что предвыборная кампания в республике началась почти восемь месяцев назад. При этом победа на выборах экс-главы КГБ Южной Осетии Леонида Тибилова оказалась довольно предсказуемой. "Он (Тибилов) опережает по многим позициям своего ближайшего конкурента омбудсмена Давида Санакоева. Как по возрасту, так и по статусу и известности. Поэтому многие голосовали за Тибилова как за более узнаваемую фигуру", - сказал Муханов.

По его словам, "вне зависимости от технической смены руководителя Южной Осетии" вряд ли можно ожидать изменения политики республики в отношении Москвы, потому что РФ является фактически гарантом существования страны.

При этом Муханов не исключил угрозы обострения ситуации на границе с Грузией после проведения выборов в Южной Осетии. "Пока Грузия не изменит позицию и не примет новую реальность в регионе, ситуация будет стабильно тяжелой и риск дестабилизации ситуации на границе с Южной Осетией и Абхазией будет стабильно высоким", - подчеркнул эксперт.

"Радует, что, наконец, этот политический кризис в Южной Осетии закончен, выборы состоялись", - заявил в свою очередь заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кесриев.

При этом политолог высказал мнение, что в республике складывается неоднозначная ситуация, так как Алла Джиоева "была отстранена" после победы на президентских выборах в 2011 году. Верховный суд республики признал результаты этого голосования недействительными из-за допущенных нарушений. Поэтому, по словам Кесриева, непонятно, насколько нынешний выбор соответствует реальным предпочтениям югоосетинского народа.

В том случае, "если соответствует мало, то неизбежно начнется медленная дестабилизация в регионе", что будет играть на руку Грузии, добавил эксперт. "Проблема заключается в том, что Южная Осетия является непризнанным (международным сообществом) государством, Грузия связана с ней тесными узами и не готова мириться с ее потерей", - отметил Кесриев.

В свою очередь, заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин считает, что избранный президент Южной Осетии Тибилов сможет обеспечить порядок в стране и эффективность расходования бюджетных средств.

"Народ, выбирая президента, был озабочен проблемами коррупции, нецелевого расходования средств, которые поступают из России. Неслучайно президентом был выбран представитель силовых структур, руководитель комитета госбезопасности республики. Будем надеяться, что он обеспечит порядок и эффективность расходования бюджетных средств", - сказал он.

По словам политолога, выбор был между обеспечением свобод и обеспечением порядка. "Выбор между омбудсменом и председателем КГБ - совершенно показательный. Но все-таки выбор не абсолютен, он (Тибилов) не получил, скажем, 80% голосов, он опередил своего оппонента всего лишь на несколько процентов. Количество голосов, полученных омбудсменом, показывает, что гражданские и политические свободы для граждан Южной Осетии тоже имеют существенное значение", - отметил Жарихин, передает РИА Новости.

Во втором туре прошедших в воскресенье повторных выборов президента Южной Осетии экс-глава КГБ Леонид Тибилов набрал 54,12% голосов. Об этом сообщила председатель ЦИК Белла Плиева.

"Леонид Харитонович Тибилов считается избранным на должность президента Республики Южная Осетия", - сказала она, уточнив, что Тибилов набрал 54,12%, а его соперник Давид Санакоев - 42,65%. При этом явка на выборах оказалась чрезвычайно высокой и составила 71,26%, добавила Плиева.

В свою очередь, проигравший кандидат Давид Санакоев заявил, что намерен создать новую политическую партию. "Мы не рассматриваем итоги выборов как поражение. Мы понимаем, что 42,98% наших граждан хотят перемен, хотят для себя нового будущего. И мы создадим новую политическую партию, чтобы каждый голос моих избирателей был услышан новым президентом", - заявил Санакоев.

Политик подчеркнул, что планирует продолжить активную работу по возрождению Южной Осетии. "Нам надо еще больше работать, приложить больше усилий, чтобы Южная Осетия возродилась. Это только начало нашего пути к восстановлению республики, к тем изменениям, которые мы обсуждали на встречах с населением", - сказал он.

Санакоев отметил, что в ходе предвыборной кампании вокруг него сложилась команда, которая сможет претворить в жизнь его планы. "Граждане Южной Осетии, которые проголосовали за меня, - это та сила, которая стремится идти вперед, и она не должна быть потеряна", - уверен он.

При этом кандидат признал результаты выборов. "Мы признаем результаты выборов, но некоторые факты нуждаются в дополнительной проверке, а виновные в попытках фальсификации должны быть обязательно наказаны в соответствии с законом", - заключил Санакоев.

Между тем, министерство иностранных дел Грузии не признает выборы главы Южной Осетии, прошедшие накануне. Об этом заявила замглавы МИД Грузии Нино Каландадзе, сообщает "GHN". "Наше отношение к этому вопросу известно, и остается неизменным", - сказала Каландадзе, вновь назвав РЮО "оккупированной территорией Грузии".

"Следовательно, единственный правовой статус, который может распространятся на все текущие процессы на оккупированных территориях, может определятся только одним термином - это оккупация. Следовательно, любая попытка провести там в какой-то форме легитимный акт, не может быть легитимным", - заявила она.

Отметим, что, по данным МИД Южной Осетии, более 40 международных наблюдателей следили за ходом голосования по выборам президента республики. Наблюдатели представляли парламенты, общественно-политические и неправительственные организации России, Франции, Абхазии, а также не признанных международным сообществом Приднестровской Молдавской Республики и Нагорного Карабаха.