Новости психологии

Шойгу решился увеличить призыв из Дагестана

Власти Дагестана договорились с Минобороны об увеличении призыва из этой кавказской республики. Решение было принято после встречи главы Дагестана Магомедсалама Магомедова с министром обороны Сергеем Шойгу. "В ходе переговоров Шойгу пообещал увеличить призывную квоту на осенне-весенний призыв из республики в 2013 году до 4 тысяч человек", — рассказал депутат Госдумы от РД Гаджимет Сафаралиев.

В пресс-службе президента Дагестана подтвердили факт встречи и договоренности об увеличении числа призывников. В Минобороны от комментариев воздержались.

Ранее Магомедов говорил, что надеется на то, что новый министр обороны Сергей Шойгу прислушается к его просьбе увеличить квоту по призывникам от республики до 3-5 тысяч человек. По его словам, "в некоторых российских регионах дают взятку, чтобы не попасть в армию", в то время как в Дагестане "взятки дают, чтобы забрали на военную службу".

Накануне сообщалось, что сразу 11 депутатов от Дагестана написали обращение Шойгу с просьбой увеличить призыв в 2013 году до 35 тыс. человек. Этой осенью квота республики составила всего 179 человек. По словам Сафаралиева, экс-министр Анатолий Сердюков долгие годы оставлял эту проблему без внимания, а Шойгу обещал оказать Дагестану содействие в ее решении.

Проблема падения квоты на жителей республики наметилась еще несколько лет назад. Осенью 2011 года из Дагестана призвали 121 молодого человека. При этом до 2010 года из республики ежегодно на службу забирали по 10-20 тысяч человек. Военные неформально объясняют такой тренд недисциплинированностью дагестанцев, нежеланием выполнять приказы и конфликтностью. Недисциплинированность соотечественников не отрицало и руководство республики.

В июне 2012 года полпред президента в СКФО Александр Хлопонин пообещал разобраться с отказами военкоматов Северного Кавказа призывать молодых людей в армию, но посоветовал желающим идти служить по контракту.

"Мы говорим о том, что есть эти проблемы, мы знаем, что, к примеру, из Дагестана почти никого не забирают. Мы работаем над ней", — сказал Хлопонин. В ответ дагестанский журналист заявил об известных ему попытках дать взятку представителям военкомата, чтобы молодых людей все-таки забрали в армию.

В свою очередь полпред обратил внимание, что нельзя рассматривать армию как бесплатную "кормушку". "В армии ничего нет бесплатного, и за год профессионалом в современной армии не станут. Кроме того, жители Кавказа себя с лопатой не воспринимают", — сказал Хлопонин.

"Но почему мы пытаемся послать всех в армию? Я сам служил в армии, и с точки зрения общения и толерантности это очень полезно, но все-таки мы переходим на контрактную основу, профессиональную", — добавил полпред. Он подчеркнул, что считает жителей Кавказа настоящими воинами. "Но пусть идут в профессиональную армию — и давайте решать проблему, почему не идут по контракту", — сказал он.

Масштабный призыв из Чечни в армию прервался в 1990-е годы, когда в регионе проводилась контртеррористическая операция. Практику призыва возобновили в 2000 году, но в 2005 году вновь прекратилась. При этом в военкоматах республики осуществляются все процедуры, связанные с призывом, передает РИА Новости.

Эксперты объясняли снижения численности дагестанцев в армии опасениями Минобороны получить в итоге не солдат защищающих Россию, а боевиков, которые после службы могут влиться в ряды террористических структур. В то же время без наличия военного билета у молодых людей из Дагестана возникают проблемы с трудоустройством, например, в силовые и госструктуры.

Сегодня в планах Дагестана вернуться к прежней норме призыва, которая была до 2010 года 10-20 тыс. человек. Как говорит собеседник "Известий", близкий к Магомедову, новый министр обороны идею поддержал и пообещал впредь — при благоприятных результатах — квоты на призыв увеличивать. В свою очередь, глава республики выразил намерение проконтролировать вопросы дисциплины новобранцев.

"Конечно, на общем фоне количества молодых людей призывного возраста в республике цифра в 4 тыс. — не такая большая, но начинать увеличение нужно постепенно. Необходимо посмотреть на результаты, принесет ли эта прибавка положительный эффект", — рассуждает председатель комиссии Общественной палаты по национальной безопасности и совета директоров ассоциации офицеров запаса "Мегапир" Александр Каньшин.

Первый зампред думского комитета по обороне Сергей Жигарев считает, что при таком количестве уклонистов в стране, желание отдать воинский долг должно приветствоваться и поощряться властями.

"Проблема нарушения дисциплины наступает, как правило, на второй год несения службы. Как известно, сегодня в армии служат только год. Поэтому случаев нарушений дисциплины должно быть гораздо меньше, в том числе и среди молодых выходцев из Дагестана", — уверен Жигарев.

Ответственный секретарь "Комитета солдатских матерей" Валентина Мельникова предлагает вообще не пенять на отсутствие дисциплины у дагестанской молодежи. По ее мнению, конфликты с призывниками в армии были и в советские времена, все дело в том, что нынешние офицеры не подготовлены к работе с представителями разных национальных культур. Как замечает Мельникова, жалобы на дагестанцев поступают в основном из Минобороны, а в МЧС и в пограничных службах недовольства в их адрес нет, пишет газета "Известия".