Новости психологии

Азербайджанские активисты довольны отчетом ПАСЕ

Активисты гражданского общества Азербайджана позитивно восприняли отчет содокладчиков Мониторингового комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Педро Аграмунта Фонт де Мора и Джозефа Дебоно Греша о выполнении Баку своих обязательств перед Советом Европы. В нем, в частности, предлагается предпринять шаги по освобождению из тюрем журналистов и активистов, в целом решению проблемы предполагаемых политзаключенных, совершенствовать избирательное законодательство и практику, содействовать развитию плюралистической демократии.

"Признаться, содержание отчета содокладчиков для меня явилось полной неожиданностью. Ранее содокладчики не выражали своих публичных оценок проблем с правами человека. Даже на закрытых встречах с правозащитниками они предпочитали слушать нас. А иногда даже открыто защищали позицию правительства и говорили нам, что мы чересчур сгущаем краски. Однако в конечном итоге в их отчете нашли свое отражение все основные вопросы с правами человека — проблемы с политзаключенными, ограничения свободы собраний, выражений, прессы", — заявил корреспонденту "Кавказского узла" председатель Клуба прав человека (КПЧ) Расул Джафаров.

Конечно, некоторые положения доклада требуют усиления и более детальной оценки, но в целом проект резолюции отражает реалии Азербайджана, добавил он. "Однако, на мой взгляд, есть потребность включения в резолюцию еще пункта о возможных последствиях для правительства Азербайджане при дальнейшем игнорировании рекомендаций ПАСЕ", — сказал Джафаров, пишет "Кавказский Узел".

Директор Института мира и демократии (ИМД) Лейла Юнус среди позитивных моментов отчета назвала констатацию отсутствия прогресса в вопросе обеспечения независимой судебной власти, и при этом подчеркивание необходимости вовлечения гражданского общества в процессы борьбы с коррупцией.

Юнус также выразила удовлетворение наличием специального параграфа отчета по проблеме политзаключенных. В частности, содержится очень важная рекомендация по выполнению всех других резолюций ПАСЕ относительно политзаключенных и "узников совести". При этом Юнус обратила внимание на то, что параллельно с этим отчетом на январской сессии ПАСЕ будет обсуждаться доклад германского депутата Кристофера Штрассера о политзаключенных в Азербайджане с их поименным указанием.

По данным ИМД, в настоящее время в Азербайджане не менее 60 политзаключенных, в том числе 9 журналистов, 6 правозащитников, 22 верующих и др.

Юнус положительно оценивает и отражение в докладе проблем со свободой прессы и поддержку требования о принятии закона о диффамации, отменяющего тюремное наказание за эти нарушения. Директор ИМД важным моментом доклада назвала и акцентирование внимания на проблеме пыток.

Вместе с тем, как отметила Юнус, несмотря на ясность и однозначность в рекомендациях доклада, в отличие от предыдущих отчетов, которые готовились в 2000-е годы с участием известных европарламентариев Андреаса Гросса (Швейцария) и Андерса Херкеля (Эстония), Аграмунт и Греш практически не приводят конкретных примеров о нарушении прав человека в различных сферах, не называют имена пострадавших.

В докладе конкретные имена называются всего в двух случаях, когда речь идет о необходимости расследования убийств журналиста Эльмара Гусейнова и публициста Рафига Таги.

"В разделе, касающегося пыток, можно было бы указать, к примеру, на вопиющий факт убийства в результате жестокого обращения в СИЗО министерства национальной безопасности Нахичеванской Автономной Республики Тураджа Зейналова в августе 2011 года. Или в части, касающейся проблем с регистрацией международных НПО, не указано, что власти чинят препятствия деятельности подразделения такой авторитетной организации как Норвежский фонд "Дом прав человека". Или в вопросах, касающихся нарушения прав собственности, можно было бы конкретизировать, что насильственные выселения граждан из своих домов имели массовый характер в зоне строительства так называемого "зимнего парка", территории вокруг площади Флага, Центра Гейдара Алиева", — полагает Юнус.

По ее данным, за последние три года вопреки своей воле собственности лишилось около 70 тысяч бакинцев, которым были предоставлены неадекватные компенсации, а некоторые из них вообще ничего не получили. "Мы скоро представим отчет о результатах мониторинга судебных процессов по искам граждан в связи с отъемом у них собственности", — сказала Юнус.