Новости психологии

Медведев: мы не ставили целью занять Тбилиси и казнить Саакашвили

Премьер-министр России Дмитрий Медведев дал интервью в связи с пятой годовщиной грузино-югоосетинского конфликта. Медведев заявил, что у него не было цели занять Тбилиси и свергнуть режим Михаила Саакашвили, а все боевые действия тогда носили характер локальной операции по принуждению к миру. Он подчеркнул, что признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии было правильным решением.

"Я никогда не давал как Верховный главнокомандующий установку зайти в Тбилиси, поменять там политический режим и казнить Саакашвили", — сказал телеканалу премьер, занимавший в тот период пост президента России. "Мы не воевали с Грузией. Нам нужно было обеспечить интересы Российской Федерации. Его (Саакашвили) личная судьба меня никогда не интересовала. Я всегда исходил из того, что эту судьбу определит народ Грузии. И, не могу не сказать об этом, на мой взгляд, он ее уже почти определил", — заявил Медведев.

Премьер отметил, что это не была война "между государствами и уж тем более не война между народом России и грузинским народом — это операция по принуждению к миру, у нее были абсолютно локальные цели". "Как раз на таких ситуациях и проверяются истинные намерения государства. Мы изначально не преследовали цели сменить режим, даже, несмотря на то, что господин Саакашвили по понятным причинам является для меня и для моих коллег абсолютно нерукопожатным лицом. И я считаю его военным преступником", — отметил он.

Отвечая на вопрос об авиаударах по ряду грузинских городов, которые нанесла российская авиация, Медведев подчеркнул, что в этих действиях не было стратегической ценности, а была задача разоружить противника.

Медведев заявил, что у него никогда не было расхождений в позиции с Путиным по поводу действий в отношении Грузии в августе 2008 года. "Собственно, ничего такого, что бы наши позиции в этот период или впоследствии разграничивало, не было и нет — это, в общем, все разговоры", — сказал он.

Премьер заверил, что позиции по этой теме у него с Путиным "конечно, всегда были очень близкие". "Если говорить о каких-то расхождениях, то, конечно, их не было, потому что мы неоднократно эту тему обсуждали и до моего вступления (в должность президента)", — отметил политик.

Вместе с тем Медведев подчеркнул, что "тяжесть таких военных решений всегда ложится на человека, который по Конституции уполномочен их принимать, вот от этого никуда не уйти — это твое решение и больше ничье".

Россия готова восстановить дипломатические отношения с Грузией при условии, что грузинская сторона признает факт произошедшего в августе 2008 года, заявил Медведев. "Я напомню, что Российская Федерация не разрывала дипломатических отношений с Грузией. Мы готовы к их восстановлению при определенных условиях, а они простые — признание того факта, что произошло. Может быть, это будет идти гораздо более таким аккуратным, сложным путем. Но я уверен, что возврата к прежнему не будет", — отметил политик, передает "Интерфакс".

Премьер-министр РФ убежден, что признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии было правильным решением.

Медведев, занимавший в тот период пост президента РФ, отметил, что обсуждал вопрос о признании суверенитета этих двух республик, в том числе, с тогдашним премьером Владимиром Путиным. "Я вспоминаю, как мы разговаривали, гуляя по улице. Я ему сказал, что принял такое решение, считаю его целесообразным. Он сказал, что считает это тоже правильным, несмотря на то, что некоторое время назад это было бы крайне сложным. Но в нынешних обстоятельствах он считает такое решение президента единственно возможным", — рассказал Медведев.

Глава правительства пояснил, что в ином случае "мы не смогли бы обеспечить интересы граждан нашей страны и национальные интересы Российской Федерации". "Нам что — нужно было бы продолжать содержать там миротворческий контингент? После того, что произошло, это было бы невозможно. Люди, которые там живут, это в значительной степени граждане нашей страны, они свои решения приняли давно, ещё в 1990-е годы, провели их через парламенты", — сказал премьер.

Он подчеркнул, что до августа 2008 года российские власти считали нецелесообразным официально признавать отколовшиеся от Грузии республики, "потому что у нас ещё оставались надежды на то, что грузинское руководство сумеет склеить развалившееся государство". "Но, к сожалению, в чем и состоит преступление Саакашвили перед будущими народами, перед будущими поколениями грузинского народа: он, по сути, вбил гвоздь в крышку гроба вот такого прежнего государства, он собственными руками похоронил эти надежды. И это, конечно, самое печальное", — констатировал Медведев.

Премьер также подчеркнул, что при принятии решения касательно участия российской стороны в конфликте в августе 2008 года учитывалось, что речь идет о территории другой страны, и это являлось "очень сложной с международной правовой точки зрения ситуацией". Медведев пояснил, что именно с этой точки зрения он и рассматривал ситуацию "до той поры, пока не понял и не принял решение, что правовые аргументы, дипломатические аргументы должны уйти в сторону и должны начать разговаривать пушки". "Это очень трудное решение. Я ни одному руководителю ни одной страны мира не желаю его когда-либо принимать. И уже тем более в нашей стране", — сказал премьер.

Медведев признался — те драматические события навсегда останутся в его памяти как очень тяжелый период в жизни нашей страны и в его персональной биографии. "Но, с другой стороны, не скрою, я считаю, что мы — Россия, наши люди, наши воины с честью вышли из этого испытания", — заключил он, передает ИТАР-ТАСС.