Новости психологии

Грузинские республиканцы выбрали нового главу

Республиканская партия Грузии, входящая в правящую коалицию "Грузинская мечта", избрала нового председателя. Им стала Хатуна Самнидзе.

На съезде более двух тысяч делегатов со всех регионов Грузии путем прямых выборов при тайном голосовании избрали 35 членов Национального комитета, в числе которых — уже бывший председатель партии Давид Усупашвили. Национальный комитет выбрал Хатуну Самнидзе председателем партии.

"Я рада, что у меня есть поддержка, и я точно знаю, что никогда не буду одна в этой партии. В этой партии решения никогда не принимал один человек, все решения, все важные стратегические задачи решались путем консультаций и обсуждений. Этот порядок будет продолжен", — заявила Самнидзе.

"Это очень стабильная партия. Это действительно самая успешная партия в нашей новейшей истории. Я хочу еще раз поблагодарить вас за вашу длительную деятельность. Я думаю, вы внесли значительный вклад в демократические преобразования и достижения за последние годы. В Грузии нет такой последовательной партии, и это является примером для меня", — отметил премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили, который присутствовал на съезде.

Члены Национального комитета Республиканской партии и председатель избираются сроком на два года. Хатуна Самнидзе — выпускница Магдебургского университета (Германия). В 2004–2009 годах была членом Верховного совета Аджарии. В 2010–2013 годах работала координатором программ в Фонде Генриха Бёлля. С 2013 года была организационным секретарем Республиканской партии.

Республиканская партия Грузии была создана в 1978 году. В парламенте Грузии партия представлена фракцией "Грузинская мечта — Республиканцы", а ее экс-председатель Давид Усупашвили является спикером парламента, передает агентство "Новости-Грузия".

В прошлом году, заступив на должность спикера, Давид Усупашвили рассказал о вариантах развития политической системы страны и взаимоотношениях с Россией.

"Ожидания после "Революции роз" были такие высокие, что их трудно было выполнить. Разочарование было неизбежно. Но то, что Саакашвили и его команда сделали, — это было уже слишком. Разница между фасадом и реальностью стала такой огромной, что народ уже давно искал альтернативу. Это было уже очевидно в 2007–2008 году, но тогда оппозиция не сумела консолидироваться, сплотить общество, да и созданный Саакашвили имидж демократа, особенно за рубежом, казался незыблемым", — заявил Усупашвили.

"Но теперь оппозиция сумела объединиться, у нее появился новый лидер (Бидзина Иванишвили), к тому же Саакашвили и его команда исчерпали инструменты влияния на общество. Пропаганда, которая шла через телекомпании, подконтрольные правительству, уже не действовала. Можно обманывать людей несколько лет, но не вечно", — считает новый спикер.

"Конечно, война 2008 года (в Южной Осетии) впервые заставила Запад задуматься: может быть, это не только результат политики Кремля, но есть и какие-то проблемы со стороны грузинских властей? В итоге репутация Саакашвили за рубежом была уже не очень стабильная. Все это вместе привело к логическому результату. Мы давно говорили, что авторитаризм в чистом виде в Грузии не пройдет. И пример первого президента Гамсахурдия, и пример Шеварднадзе показывают, что народ может терпеть до какого-то момента, но потом уже не потерпит. Были, конечно, и социальные предпосылки — безработица, бедность", — добавил он.

"Сосуществование в грузинской модели очень проблематично, потому что конституционная и политическая реальности у нас — две совершенно разные вещи. Конечно, президент несколько раз заявлял, что он не будет вмешиваться в осуществление правительством своих функций. Но мы не можем строить наши планы на фундаменте доброй воли, которая может перемениться в любой момент", — отметил Усупашвили.

"Есть несколько вариантов, как это можно решить. Например, подумать о введении в действие новой модели конституции, которая была принята в 2010 году и которая вводит парламентское правление и усиливает премьер-министра. Эта конституция вступает в действие только в октябре 2013 года. Но политическая реальность поменялась, так что, может быть, стоит ввести в действие эту конституцию сейчас, не дожидаясь будущей осени. В этом случае президент может остаться президентом, но как арбитр, а не как имеющий исполнительную власть. В противном случае можно ожидать каких-то кризисов", — рассказал он.

"Для этого надо конституционное большинство — две трети парламента. Мы не хотим поступать с конституцией так, как Саакашвили — за его время было 28 или 29 поправок. Мы хотим по этому поводу проконсультироваться и с грузинским обществом, и с международным сообществом", — пояснил политик.

"Та модель, которая должна вступить в действие через год, — это парламентское правление с довольно сбалансированным президентом. Наши предпочтения — это европейская модель парламентского правления. Поэтому мы бы, наверное, немножко усовершенствовали ту модель, которая должна вступить в действие в 2013 году. Не исключено, что этот вопрос можно решить путем политического соглашения с меньшинством", — добавил он.