Дагестан станет второй Чечней?

В ночь с 15 на 16 декабря 2011 года в Махачкале был убит один из самых известных журналистов Дагестана - Хаджимурад Камалов. Он был учредителем газеты "Черновик", которая за последние годы стала самым влиятельным и популярным СМИ в республике. Убийство Камалова получило громадный общественный резонанс, на его похороны пришли несколько тысяч человек. Но несмотря на это, ни убийцы, ни заказчики не предстали перед судом. Коллеги и родственники Хаджимурада Камалова считают, что это произошло отнюдь не из-за непрофессионализма следователей. 

Биякай Магомедов, главный редактор газеты "Черновик": "Мы ждали, пока получим ответ от депутатского корпуса, ответ от Бастрыкина. И мы очень надеялись, что дело наконец будет истребовано, и что московские следователи, прикомандированные в республику, возьмутся за это. Но, как видим, ни того, ни этого не получилось. Прошло больше четырех месяцев, дело не было истребовано, сотрудники не были прикомандированы в республику. Более того, последний теракт, который случился, у нас оставил больше вопросов, чем ответов. Как это получилось, что сразу на следующий день после совершения этого теракта правоохранительные органы сразу раскрывают преступление, объявляют в розыск несколько лист, при том, что даже не получены результаты ДНК, не взяты пробы у родственников, не было никаких процессуальных действий, а они сразу объявляют... Как это получается? Четыре месяца ведется следствие по убийству, вы не можете найти этих убийц, значит, получается, вы так профессионально работаете, что вы на следующий день раскрываете теракт, один из самых громких в стране, а элементарное убийство вы не можете раскрыть". 

Коллеги Хаджимурада Камалова уверены, что ход делу о его убийстве не дают коррумпированные чиновники, о противозаконной деятельности которых писали журналисты газеты "Черновик". 

Биякай Магомедов: "Более того, нам известно, что их (убийц Камалова) вычислили по биллингу через два месяца. Не вычислить их невозможно. Они нашли исполнителей, но почему-то не задерживают их. По той причине, что те люди, о которых мы писали, коррумпированные сотрудники, сейчас находятся на вышестоящих должностях в силовых структурах. И эти люди не будут способствовать расследованию этого дела. Они их нашли только ради интереса, просто посмотреть, кто же это совершил. Просто из любопытства они это сделали. А дальше следственные мероприятия уже не проводятся. 

В январе десять депутатов Государственной думы обратились к главе Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину с просьбой направить в Дагестан группу следователей из Москвы. Их поддержал и президент республики Магомедсалам Магомедов. Но и столь влиятельные силы не смогли повлиять на ход расследования. 

Биякай Магомедов: "Я полагал, что даже обращения одного депутата Госдумы будет достаточно, чтобы это дело передали. Но я был в шоке, что десять депутатов... Никогда у республики не было такого представительства в Государственной думе, и никогда не было, чтобы такое количество депутатов обратилось, и им отказали в элементарном вопросе, который можно было решить процессуальным путем. Даже наш руководитель следственного управления мог бы сам попросить Бастрыкина". 

Бездействие правоохранительных органов больно бьет не только по престижу региональных властей, но и наносит удар позициям России в регионе.

Биякай Магомедов: "Мы можем реально потерять Дагестан. Ситуация сейчас аналогичная той, что была в 93-94-м в Чечне. Там элементарно будет война. И туда придется ввести войска, как это было в Чечне, для наведения конституционного порядка. Там начнут гибнуть московские солдаты, из Хабаровска, и со всей России". 

Обстановка в Дагестане и без того не может похвастаться спокойствием. А проблемы с расследованием убийства Хаджимурада Камалова только усугубляют ситуацию. 

Борис Резник, депутат Государственной думы РФ: "Это проблема не только республики. Это вызов всей стране - убийство журналиста такого уровня, журналиста, который выполняет общественный и государственный заказ бороться со всякими негативными проявлениями в республике. И, конечно, надо это расследование проводить на федеральный уровень". 

Али Камалов, председатель Союза журналистов Дагестана: "Сегодня в республике Дагестан 60 тысяч человек, которые носят погоны и которые защищают закон. Начиная с силовых структур, милиция, прокуратура, пограничники и ещё приведенная 25-тысячная армия. Неужели невозможно в Дагестане навести порядок? Я уверен, что могут, но не хотят. Я задавал этот вопрос и начальнику Федеральной службы безопасности, и министру МВД: "Это нужно Москве, чтобы в Дагестане была необъявленная война или это нужно кому?". Тогда объясните, у вас есть информация, вы знаете, что происходит в республике, но никто пальцем не шевелит. Но, конечно, ответы были разные. Все хотят, но никто ничего не делает. Я могу сказать одно: дайте полномочия собрать 200 человек законно, эти 200 человек в состоянии навести порядок в республике Дагестан". 

Гаджимурад Раджабов, директор по рекламе газеты "Черновик": "Не следует, наверное, представителям Следственного комитета вступать в перепалку с представителями государственных властей, с президентом республики Дагестане. Наверное, не следует руководителю Следственного комитета Бастрыкину приезжать в Махачкалу в военно-полевой форме. Дагестан не является на сегодня безвозвратно горячей точкой. И большая просьба: не способствуйте тому, чтобы так считали. Мы не хотим чувствовать себя отторгнутыми. Там на самом деле пока не все так плохо. И есть вера, что будет лучше".  

Хотите знать больше? Подписывайтесь на канал BigCaucasus на YouTube