Тбилиси разработал план действий в рамках утвержденной стратегии в отношении Абхазии и Южной Осетии в конце января. Как уже писала GeorgiaTimes, документ затрагивает отношения грузинских властей с населением территорий Абхазии и Южной Осетии, включает в себя такие важные вопросы, как образование, развитие культурных связей и народной дипломатии. По заявлениям официальных лиц, намеченные шаги необходимы для сближения народов, проживающих в республиках, как для безопасного пересечения границы Грузии с Абхазией и Южной Осетией, так и для экономического взаимодействия.
Несмотря на то, что Тбилиси обещает урегулировать территориальные проблемы исключительно мирным путем, путем диалога, молодые закавказские республики в грузинском приложении к документу именуются не иначе, как «оккупированные территории», контролируемые «марионеточными режимами».
Любопытно также, что при этом грузинская сторона сейчас всячески отрицает факт геноцида в отношении народа Южной Осетии в августе 2008 года. Не так давно госминистр по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили заявил: «По всем показаниям, и, по словам российских официальных лиц, погибло 148 людей, проживающих в Южной Осетии. Это называется геноцид? 148 человек называется геноцид? А сколько чеченцев погибло за две войны? Слово геноцид надо употреблять очень бережно. Потому что это очень весомое слово. Говорить о каких-то геноцидах не приходится».
Запад, со своей стороны, предпочитает руководствоваться доводами Тбилиси, нежели Цхинвала. В феврале стратегию в отношении положительно оценили в ООН. Посол Грузии в организации Александр Ломая поспешил сделать вывод: мол, одобрение документа со стороны связано с тем, что в стратегии четко прописаны намерения государства сотрудничать со «своими» гражданами в республиках. «Уже вырисовывается роль ООН в осуществлении данного документа», - считает дипломат.
Пока ООН взяла паузу, слово взяли чиновники Евросоюза. Новая стратегия Грузии им также пришлась по душе. В официальном заявлении говорится о том, что Европа приветствует инициативу как «конструктивный шаг вперед к уменьшению напряженности и построения доверия в регионе». Для этого грузинской стороне рекомендовано провести консультации со всеми заинтересованными сторонами в отношении подготовки плана действий по реализации данной стратегии.
Закономерно возникает вопрос: как можно построить доверие, называя избранные власти молодых закавказских республик «марионеточными режимами? Крайне сомнительно, что после таких формулировок Абхазия и Южная Осетия станут «заинтересованными сторонами», как говорят в Брюсселе.
Грузия, впрочем, продолжает гастролировать по Европе со своим проектом. Завтра новая стратегия будет представлена в штаб-квартире Североатлантического альянса, в ходе заседания комиссии НАТО-Грузия, передает «Росбалт». Как подсказывает опыт, документ получит положительные отзывы и со стороны военного блока.
Остается, правда, пока непонятным, на кого же все-таки рассчитана стратегия. На бумаге - это сближение с «утраченными территориями», на деле пока - хвастовство перед Западом. Тем не менее, презентации скоро закончатся, а Тбилиси придется сделать первый шаг навстречу Цхинвалу и Сухуму. Или Грузия будет обсуждать сближение народов с так называемыми «альтернативными правительствами» двух республик, функционирующими в Тбилиси?
В самих же Абхазии и Южной Осетии к стратегии Грузии относятся, мягко говоря, со скепсисом. Абхазский лидер Сергей Багапш уже заявил, что Сухум не намерен рассматривать документ и считает его мягким подкупом населения Гальского района.
Мнением югоосетинской стороны корреспондент GeorgiaTimes поинтересовался у полпреда президента Южной Осетии по постконфликтному урегулированию Бориса Чочиева:
Этот документ никакого отношения к молодой республике не имеет, мы его не читали, и читать не собираемся. Единственное, над чем мы сегодня работаем, это выполнение договоренностей Медведева-Саркози и гарантиями со стороны Грузии о неприменении силы в отношении Абхазии и Южной Осетии.
На что же нацелена разработанная стратегия?
Скорее всего, грузинская сторона обращается к «альтернативным правительствам» Абхазии и Южной Осетии. Это тот план, который не имеет ничего общего с реальной ситуацией. Думаю, документ разрабатывали не в Грузии, так же, как и план «Чистое поле». Мне кажется, что это пиар и отмывание денег.