Сталин — кавказец

Сосо Джугашвили, впоследствии грозный Иосиф Сталин, покинул Кавказ достаточно рано, правда, успев там наследить. В дальнейшем его жизнь протекала далеко от родных гор, но на Кавказе он регулярно бывал. Наш корреспондент посетил музей Сталина в его родном городе Гори, что в Грузии.

В этом месяце мы побывали в сталинском музее в Гори. Функционирующий с 1958 года, этот музей в течение десятилетий был целиком посвящен жизни и деятельности "железного человека, человека-стали", личности, вполне соответствующей тем мрачным и бурным временам, в которые его забросила жизнь.

Экскурсию мы решили начать с того маленького дома, где родился и прожил первые четыре года тогда еще Сосо Джугашвили. Семья снимала небольшую комнатку с подвалом. В соседней комнате жил сам хозяин. Один угол занимает кровать-тахта, в другом углу скромно разместился сундук — материнское приданое. В противоположной от двери стене — два стенных шкафа, в одном из которых Екатерина Георгиевна хранила белье, а в другом — посуду. За маленьким деревянным столиком семья обедала, здесь же чинно разместился самовар и зеркало, как нам сказали в музее, тоже приданое матери. В подвале дома была сапожная мастерская Виссариона Ивановича, где он реставрировал и шил обувь.

Следующий отдел музея — личный железнодорожный вагон Сталина. Исторические справки говорят, что он начал пользоваться личным вагоном с 1941 года, включая поездки на Ялтинскую и Тегеранскую конференции. Надо отметить, что внутренность вагона по тем временам, да и по сегодняшним меркам тоже, довольна роскошная. Столовая, спальня, кухня, рабочий кабинет, зал для собраний, довольна просторная для вагона ванная — созданы все условия, в которых забываешь о том, что ты на рельсах, чувствуя себя дома. В некоторых купе есть зеркала.

Откровенно говоря, переходить к главному корпусу — огромному палаццо, мы не торопились, ибо понимали, что образ человека, живого и более или менее понятного остается в двух первых отделах музея, а на пороге дворца начинается территория установившего личную диктатуру "вождя", холодного прагматика, создателя централизованного тоталитарного режима, опирающегося на террор, насилие и репрессии. И действительно, первое впечатление не обмануло, уже войдя в холодные огромные залы музея, начинаешь ощущать неестественность, следы советской пропаганды создавшего этот самый образ "вождя и учителя".

Стоит отметить, что музей был создан в 1937 году, в самый разгар репрессий. Одним из инициаторов открытия музея был Лаврентий Берия. Мемориал должен был увековечить имя Сталина. В том же году, согласно советской же статистике, были казнены 353074 человека.

Стенд, находящийся в холле, начинается со слов резолюции парламентской ассамблеи ОБСЕ "Воссоединения разделенной Европы" от 03.07.2009 года: "В XX веке европейские государства пережили два тоталитарных режима, нацистский и сталинский, принесшие геноцид, нарушение прав и свобод человека, военные преступления и преступления против человечества". Музей, находившийся в этом здании, являлся типичным образцом советской пропаганды и фальсификации истории. Экспозиция менялась в разные периоды советской истории, менялись акценты, но неизменной оставалась задача музея — оправдать преступления самого кровавого режима в истории".

Советская Грузия боготворила "вождя народов". Культ Сталина есть и сейчас, но со временем он уходит в историю. Уже почти не встретишь памятников вождю, а еще лет десять громадные бюсты можно было увидеть повсеместно.

Сегодня при поддержке Министерства культуры и охраны памятников Грузии, потомков жертв сталинских репрессий и исследователей эпохи советского тоталитаризма, музей Сталина преобразовывается в музей сталинизма, который будет в полном объеме и беспристрастно повествовать посетителям о всех важных событиях периода сталинизма. Работы по преобразованию музея уже начались. Создана постановочная комната репрессий. Надо признать, что комната, даже будучи театрализованной копией, производит крайне сильное впечатление. Особенно удручающе действуют висящая одежда и предметы личного пользования расстрелянных. Комната пыток с низким потолком, где невозможно встать в полный рост, где теснота и убогость сама по себе давит на человека так, что трудно сохранить ясное сознание и не сойти с ума. Неужели возникала необходимость в еще каких-то пытках?

На стене зала висят указы и выписки из тогдашних газет. Вот одна из них: "чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, — тем лучше" (Ленин).

В новом музее не будет великого и безупречного Сталина, не будет вождя и гуру, не будет однозначного героя, и остается только надеяться, что образ кровожадного диктатора Иосифа Виссарионовича Сталина не поглотит окончательно образ любопытного Сосо, образ жизнелюбивого, решительного, грамотного, любящего читать и бойкого Кобы.