В ладу с собой

Ответ на грузинский экспорт

Президент Грузии неоднократно хвастался, что экспортировал из страны всех воров в законе. И он прав, большая часть криминальных авторитетов успела бежать от арестов, хотя и лишилась имущества на Родине.

Как пишет независимый ресурс Slon.ru со ссылкой на эксперта по криминалу Важу Летодиани, 90 процентов «воров в законе», ушедших от нового закона, - таких, как Калашов или Ониани, - сбежали в Россию. Лишь небольшая часть - на Украину или в Европу. С ними уехали и сошки помельче.

Но исход преступников имел далеко не только положительные последствия для грузин. Страны, куда хлынул мутный поток мигрантов, составили весьма нелицеприятное представление о грузинах как нации.

В России, по данным МВД, около трети воров в законе - грузинского происхождения. Преступников «без короны» - не меньше. И это ежедневно подтверждают криминальные сводки.

Свежий пример: в Ярославской области на днях вынесен приговор Тенгизу Луарсабишвили, обвиняемому в хранении и сбыте крупных партий наркотиков на территории региона. Несколько дней назад на Ставрополье задержан заезжий гастролер из Грузии, промышлявший сотовыми телефонами. Неделю назад в Москве пойманы уроженцы Сакартвело, возглавлявшие банду по угону и экспорту иномарок. И этот список бесконечен.

В Грузии говорят, что российские средства массовой информации и руководство страны пестуют отталкивающий имидж грузин, «натравливая» на них россиян. И из-за этого, якобы, и погиб Эдуард Гурцкая.

Президент Михаил Саакашвили в связи со смертью 19-летнего мегрела заявил, что «в России продолжаются преследования грузин по этническому признаку».

В чем он прав? Действительно, понятие о грузинах - как воротилах теневой экономики и лидерах организованной преступности в России существует и активно поддерживается как выходцами из этой страны, так и самим Саакашвили, не упускающим случая пошутить об экспорте криминала.

Президент любит напомнить, что не только «воры», но и его политические оппоненты и даже многие бывшие соратники бежали от ужесточившегося законодательства. То есть, любой мигрант из Грузии прежде всего подозревается в том, что он не в ладах с законом в родной стране.

И это - главная причина, по которой к грузинам в России, а также в Европе и на Украине, правоохранительные органы относятся пристрастно. И кстати, их подозрения в большинстве случаев находят подтверждение. Тут можно вспомнить и облавы в Австрии и Испании, и последние аресты на Украине, и дело Тэриэла Ониани в Москве.

И это - грузинская проблема.

Как ее решать? Ну, вот например, Михаил Саакашвили призвал всех эмигрантов вернуться домой. Из-за того, мол, что в России им опасно живется. В Грузии, на нарах, будет лучше? Или в Тбилиси, где на акциях протеста избивают, а иногда пыряют ножом, и где даже патриарх призывает паству не носить с собой оружие, будет безопаснее?

А уж законопослушным грузинам в хлебосольной державе однозначно жить легче, чем на побирающейся родине. Ведь правительство Грузии тщится возвести современную экономику сугубо за счет зарубежных кредитов, давно махнув на свой главный ресурс - человеческий.

Как заявил российской газете «КоммерсантЪ» президент Союза грузин в России Михаил Хубутия, никто грузин по национальному признаку не преследует. «Россия - это многонациональная страна, где представители разных национальностей чувствуют себя как дома», - подчеркнул он.

С большой натяжкой можно считать нападения, зарегистрированные в этом году Московским бюро по правам человека, «обострением межэтнических отношений». Как сообщает «Кавказский узел» со ссылкой на бюро, с января по середину сентября этого года было совершено 169 нападений на людей на почве ксенофобии и национальной нетерпимости. Итогом этого стали 53 погибших и не менее 218 пострадавших.

Но эти нападения - дело рук скинхедов и активистов радикально- националистических организаций, стоящих вне закона. Помимо азиатов и кавказцев они нападают на представителей сексуальных меньшинств и молодежных субкультур. Так что это нетерпимость ко всему непохожему и выделяющемуся, присущая примитивному сознанию. Бороться с ней можно, повышая культурный и образовательный уровень.

В случае с убийством Эдуарда Гурцкая говорить об этнической или радикально-националистической подоплеке не приходится. Ведь предполагаемый убийца Анвер Ибрагимов - уроженец Калмыкии. Он сам - потенциальная жертва скинхедов.

И вот тут мы подходим к главной и самой болезненной проблеме России, которая и привела к смерти ни в чем не повинного родственника грузинской певицы Дианы Гурцкая. Правоохранительные органы северной державы испытывают сейчас серьезный кризис нравственности и доверия. За последний год милиционеры скомпрометировали свое ведомство до предела. Трагедия с Эдуардом Гурцкая произошла также по вине милиционеров.

У московского метро «Кузьминки» трое сотрудников ОВД придрались к двум грузинам и, забыв о рамках закона, вступили в драку. Давид Жцомидава убежал, а Гурцкая от побоев скончался. Двое из милиционеров сейчас проходят по уголовному делу Ибрагимова как свидетели, хотя их прямой обязанностью было остановить коллегу, если уж они сами не избивали парня.

Министр внутренних дел России Рашид Нургалиев расписался в неспособности что-либо быстро изменить в своем ведомстве. И просто разрешил людям «давать сдачи» своим распоясавшимся подчиненным.

«Если гражданин не преступник, если он идет спокойно и ничего не нарушает, то - да... Если это нападение, то должна быть самооборона. Мы все равны, а гражданин равен вдвойне». Министр добавил, что если нападение совершает милиционер, «то это преступник в форме, которого надо изолировать и посадить». Борьба с оборотнями в погонах объявлена в России уже давно, но сейчас, похоже, наступил критический момент для перехода от показательных «дел» к реальным.

Отметим, что Грузия может и пострадать, если в России начнутся такие чистки, какие после «революции роз» устроил Михаил Саакашвили, поскольку множество грузинских преступников, лишившись «крыши» в милиции, предпочтут вернуться на родину. А там и так тюрьмы трещат по швам.