В ладу с собой

Грузия, которую построил Саакашвили

Несмотря на свои беды, Грузия продолжает биться в строительной горячке. В парламенте сторонники Саакашвили пробивают идею «грузинской Шамбалы», города-сада Лазика. То, что Лазику будут строить на болоте, лоббистов не беспокоит. Оппонентам этой идеи остается лишь молча смотреть на то, как правительство «по кирпичику» закладывает шаткий фундамент демократии. А мнения грузинских архитекторов и строителей и вовсе никто не спрашивал.

Как известно, построил Петербург царь Петр I. Детище «царя-плотника» стало для России окном в Европу и началом создания великой Российской Империи. Какое это имеет отношение к нынешней к Грузии? А очень простое. Здесь Петра I считают сыном грузина. А Михаил Саакашвили, при полной антипатии к России, старается во всем походить на первого российского императора.

Грузия XXI века - это, конечно, не Россия петровской эпохи. У России Петра I были средства, силы и недюжинная воля царя-реформатора. У Грузии эпохи Саакашвили - одни иностранные займы. И еще строительное прожектерство президента. Которое порой больше похоже на психическую аномалию.

Политолог Юрий Крупнов в интервью «GTimes» прокомментировал «стройки Саакашвили» так: «Непонятно, где он рассуждает здраво, а где бредит». По мнению Крупнова, идея строить курортный город Лазику среди болот и по соседству с нефтяным терминалом «больше похожа на бред».

Анаклия: Саакашвили сел в калошу

Художник Темур Гошадзе назвал идею о строительстве Лазики «абсурдной». По его словам, в заболоченной местности Анаклии запланированные многоэтажки обрушатся. На возражения Гошадзе последовал воистину «имперский» ответ Саакашвили. Дескать, Петр I построил на финских болотах Петербург, который стал одним из красивейших городов мира и до сих пор процветает.

Анаклия, похоже, стала любимым испытательным полигоном Саакашвили. Благодаря этому с ним связана не одна некрасивая история. GTimes уже писала о скандальном строительстве «современного курорта». Выселение жителей, иностранные инвесторы, которые оказались членами правительства Грузии, снос поселений беженцев... Туристический рай на поверку оказался фантомом. «Инвесторы» благополучно набили карманы, простой народ оказался ни с чем. К срочному открытию нового курорта был построен новый мост, который вскоре внезапно обрушился. Саакашвили объявил, что мост был на самом деле «временным», а что он рухнул - это нормально. Скоро построят новый. А теперь Лазика. Город, которого пока не существует. Но об этой «великой стройке» уже говорят по всей Грузии. И говорят часто очень неприятные вещи.

Чего добивается Саакашвили, создавая в своей стране атмосферу «строительной горячки»? Корреспондент поговорил на эту тему с экспертами.

Вахтанг Давитая, известный грузинский архитектор: В подробности «великих строек» специалистов из Грузии не посвящают. Про только что построенный и потом внезапно рухнувший мост в Анаклии власти сказали так: он был временный, испытательный. Потом построят новый, и он будет стоять века. Насчет строительства нового города Лазика. Один Бог знает, когда это будет, и будет ли. Неизвестно, нужен ли такой город самой Грузии.

Мне, как архитектору, неизвестны никакие подробности. Мне их никто не сообщал, со мной никто не советовался. Мы, архитекторы Грузии, даже не знаем, кто будет работать на этих стройках, кто будет жить в том же городе Лазика. Кто его проектирует, грузинские архитекторы тоже не знают. Только предполагают и догадываются.

Нужны ли Грузии «великие стройки»? Мнения в обществе разделились. Одни говорят так. На окраинах старых грузинских городов рушатся жилые дома. Не лучше ли неизвестно откуда появившиеся деньги пустить на их реконструкцию? Другие говорят, что строительные проекты - это правильно. Если их запустить, то у страны появится больше финансов. По мнению второй группы людей, новый город Лазика даст грандиозный импульс развитию экономики и страны в целом. Есть разные мнения, но точных фактов ни у кого нет. Одни предположения. В том числе, и в архитектурном сообществе. Но когда доходит до дела, мнение архитекторов и строителей или не спрашивается, или игнорируется».

По теме: Лазика строгого режима

Константин Затулин, директор Института стран СНГ: Известно, что Саакашвили получает деньги на свои проекты из зарубежных источников. За период своего правления он потратил большую часть зарубежных денег на инфраструктурные объекты. Наблюдатели отмечают, что Саакашвили добился в этом определенных успехов. Это касается дорог, рекреационных зон в районе Аджарии. Очевидно, что Саакашвили хочет демонстрировать Европе витрину грузинского благополучия. Не имея средств на масштабное строительство жилых домов в Тбилиси, он раскрашивает старые дома в разные цвета. Президент Грузии прекрасно понимает, что нужно демонстрировать всему миру хотя бы видимость грузинских успехов. Это важно, в том числе, и для его покровителей - демонстрировать разницу между его режимом и режимом его предшественника Шеварднадзе. У великих грузинских строек есть вполне понятные политические резоны. Саакашвили хочет доказать всем и всюду, что он - лучший грузинский лидер из всех возможных. Великие стройки Саакашвили должны выбить почву из-под ног остальных претендентов на власть в Грузии.

Сейчас, накануне выборов, вопрос о власти в Грузии обостряется с каждым днем. Власть лезет из кожи вон, чтобы не допустить никакой альтернативы. Иначе бы она не реагировала так резко и нервно на появление остальных независимых кандидатов, вроде Иванишвили. Одна сторона медали - показать, что Грузия при Саакашвили добивается успехов в экономическом развитии. Другая - подавление политических оппонентов.

Я могу признать, что у Грузии в экономическом плане есть определенные подвижки. Другое дело, что Грузия залезла в огромные долги. Она оплачивает инфраструктурные проекты и «великие стройки» за счет будущих поколений своих граждан. Но видимо, что Саакашвили эти вопросы не беспокоят. Отвечать за все это придется другому.

Западный частный капитал не особо вкладывается в Грузию. Впрочем, не только западный. В грузинскую экономику вкладываются оффшорные средства. К примеру, не так давно туда вложился Казахстан. Казахстанские деньги пошли в основном на санаторно - курортные зоны, коттеджи. Откуда Казахстан взял деньги? Это были деньги, полученные за ресурсы, накопленные Казахстаном за много лет. Продав ресурсы, Казахстан вложил деньги в элитную грузинскую недвижимость.

В плане бывшего Советского Союза подобная картина вполне объяснима. Элиты у нас никак не хотят учиться. Они, видимо, не пережили еще горького опыта других

проигравших элит. Поэтому постсоветские элиты совершенно необдуманно распродают сырье и ресурсы, доставшиеся в наследство от советской Империи, и получают от этого маржу в неограниченных количествах. Жизненный цикл элит замыкается на обогащении и потреблении. Грузия не стала исключением. Казахстан, конечно, наш добрый союзник, но политическая ситуация в Грузии его не так волновала, как она волнует Россию. Поэтому Астана вложила деньги в Грузию.

Хочу отметить, что Саакашвили принял меры по борьбе с коррупцией на низовом и среднем уровне. Олигархи и крупные капиталисты всегда выступают против мелкой коррупции, потому что она бьет по их интересам. Они за то, чтобы грабить государство по-крупному, а не вымогать деньги у простых людей. Им такая мелочевка уже не интересна.