В ладу с собой

Михаил Саакашвили: уйти нельзя остаться

США обеспокоены тем, что президент Грузии Михаил Саакашвили будет претендовать на должность премьер-министра после ухода с поста главы государства. Об этом заявлено в ежегодном докладе спецслужб, который поступил в Сенат США. В докладе говорится, что если Саакашвили останется лидером страны, то это грозит рисками регионального масштаба. Соединенные Штаты видимо, готовы "слить" президента Грузии.

Спецслужбы США ежегодно предоставляют в Сенат доклад о приоритетах внешней политики страны. И уже не первый год в этом докладе отмечается возможное намерение нынешнего грузинского президента остаться у власти на неопределенное будущее в качестве главы кабинета следующего грузинского правительства. Как известно, в 2013 году в силу вступит новая конституция Грузии, которая меняет политическое устройство республики. И фактическая власть в стране будет сфокусирована в руках главы правительства.

В этот раз в тексте доклада "угроза Саакашвили" обозначена более явственно. Его дальнейшее пребывание у власти вызывает у авторов документа ощущение, что это может стать угрозой регионального масштаба. И они правы.

Все это, конечно, идет вразрез с оптимистичными заявлениями самого грузинского лидера, который как раз сейчас должен вернуться из США домой. В Вашингтоне он имел не прохладную встречу с Бараком Обамой и, разумеется, как всегда заявил о ее исключительности. Но то, что словам Саакашвили надо верить даже не через раз, мы все давно знаем. Так и сейчас намного нагляднее о реальном отношении и положении дел свидетельствует доклад спецслужб.

Для экспертной среды уже давно не секрет, что в Вашингтоне перестали симпатизировать грузинскому лидеру "в связи с утратой доверия". Но сейчас наступает время решительных действий, в случае если он не уйдет сам. Президентские выборы все ближе, и уже ясно, что Саакашвили сохранит интригу со своим уходом до конца - это поможет ему удержать власть. То, что он попробует остаться одной из самых влиятельных фигур Грузии и после 2013 года, совершенно очевидно. Попробуем спрогнозировать возможные события.

Михаил Саакашвили: уйти нельзя остаться. 26305.jpeg
Саакашвили в своем любимом амплуя - полководца. Все меньше людей воспринимает грузинского президента как смелого вояку

Во-первых, лидеры, подобные Михаилу Саакашвили, вообще никогда просто так не уходят. Он может, конечно, поиграть в демократию, но власть должна быть в его руках. Чисто психологически у него наверняка есть ощущение, что он не доделал много дел. И действительно, важные, на его взгляд, реформы не завершены, страна в долгах, новый город Лазика не построен. Фигуры масштаба, подобного Саакашвили, не приемлют правила игры, принятые в демократических системах, потому что им как минимум не хватает тех пяти-семи или десяти лет, чтобы осуществить все задуманное. Тем более, а в случае Саакашвили это очень хорошо заметно, на пятки наступают "реваншисты", "кремляди" и оппозиция, готовая, как ему кажется, повернуть страну вспять, то есть в сторону России. В этой ситуации надо уходить не в отставку, а в наступление - удержать власть и попытаться разорить "змеиное гнездо" предателей. Это о психологическом состоянии грузинского лидера.

Другой важный момент - неизбежная и очень опасная для него, в случае ухода из власти, перетрубация элит. Сейчас механизм работает как по часам. В стране есть сам Миша, есть Вано Мерабишвили и еще тройка-пятерка наиболее влиятельных людей, например, Гига Бокерия. Правящий класс узок, эти люди и их окружение определяют ритм экономической жизни, от них зависит региональная бюрократия и бизнес-класс. В таких случаях об уходящем лидере говорят: "Ему не дадут уйти".

С точки зрения грузинской государственности Михаил Саакашвили - одновременно и преступник, и герой. И это тоже совершенно обычно для лидеров подобного типа. Он действительно поборол даже не столько преступность, сколько криминальный менталитет, и облагородил, насколько это возможно, внешний облик Грузии. Но он развязал преступную авантюру в Южной Осетии, чем исключил возможность ее участия в грузинском государственном проекте. Он не был талантливым стратегом и не постарался разобраться в самом запутанном узле современной Грузии - вопросе бывших автономий. И вся его бурная деятельность "по восстановлению территориальной целостности" привела к прямо противоположному результату - максимальному отдалению от его страны Абхазии и Южной Осетии. Он очень не любит Советский Союз и его ментальные и культурные последствия. Саакашвили имеет право не любить "совок", но он пропитал всю страну политикой искоренения прошлого, выкинув за борт половину населения, тех, кто старше сорока. Очень вероятно, что теперь, на выборах, его выкинут за борт те самые, кому за сорок. Трудно представить, что Саакашвили после ухода из власти посадят в тюрьму, но в случае если президент потеряет рычаги управления, его ближайшему окружению точно будет нехорошо. В общем, очень похоже, что Миша станет заложником своего круга.

Харизматичные эксперименты Саакашвили явно утомили международное сообщество, и прежде всего США. Сколько бы ни продолжались геополитические войны за влияние, сейчас на кавказской повестке дня стабильность и спокойствие. Достичь этого Соединенные Штаты могут двумя путями - либо удовлетворить завышенные амбиции Грузии, для чего надо напрямую столкнуться с Россией и, разумеется, в данных конкретных обстоятельствах проиграть ей, либо "сломать" самого Саакашвили, что значительно легче. Какой путь выбрала Америка, мы теперь знаем. Какой путь изберет сам харизматичный лидер, мы узнаем совсем скоро. Готов ли он напрямую столкнуться с бывшими покровителями? Или все же уступит?

Судьба сложилась так, что если Мише и уготовано освободить для кого-то кресло, то только для Бидзины Иванишвили. Саакашвили, разумеется, постарается сыграть ровно, и если уйдет сам, то оставит у власти "Единое национальное движение" с его ключевыми лидерами, превратившись в своего рода грузинского Кокойты. Но беда в том, что эти альтернативные лидеры значительно слабее самого Саакашвили и, конечно же, Иванишвили - единственного серьезного конкурента Миши в Грузии. Слабее и в финансовом, и в интеллектуальном плане. Поэтому даже если круг Саакашвили и сохранит власть, то совсем ненадолго, меньше чем на один выборный цикл. Ни о какой преемственности курса в таких условиях говорить не приходится.

Михаил Саакашвили: уйти нельзя остаться. 26306.jpeg
Олигарх Бидзина Иванишвили наступает Саакашвили на пятки. Но похоже, тоже болен манией величия.

Очевидно, что сейчас весь круг внешних заинтересованных лиц хотел бы видеть у руля в Тбилиси прагматичного и адекватного лидера. Возможно, таким лидером призван быть Иванишвили. Пока он до конца не раскрылся, но авторитарные замашки и стиль, в чем-то похожий на президента, уже можно заметить. Приход новых людей во власть в Грузии заметно сбавит градус напряженности, прежде всего в российско-грузинских отношениях. Хотя наивно ожидать, что они вдруг станут безоблачными. Рано или поздно, разбирая последствия политики Саакашвили, стороны придут к корню российско-грузинского спора - вопросу Абхазии и Южной Осетии, где найти здесь общий язык пока абсолютно невозможно.

Таким образом, с какой стороны ни посмотри, а дела Саакашвили не очень хороши. И самое плохое, что ему в поддержке отказывает Вашингтон, давний союзник и патрон. Можно сказать, "волк загнан в угол". Но выход он обязательно постарается найти. Посмотрим, какой. Ждать осталось недолго.