Мужчина и женщина

Власти Абхазии путают учебу с религией

В канун 1 сентября власти Абхазии решили изменить форму работы "Башаран колледжа", одного из самых престижных учебных заведений в стране. По существу, речь идет о закрытии учебного заведения в том виде, в каком оно существует. Правительство не очень охотно озвучивает свои аргументы, в то время как родители и сами учащиеся активно протестуют. Скандал уже принял национальный масштаб, поскольку на уровне слухов активно обсуждаются якобы истинные мотивы решения правительства. В первую очередь речь идет о том, что колледж является проводником исламского влияния.

Несколько лет назад каждое лето, и не только, по абхазскому телевидению крутился ролик, в котором красиво одетые подростки поднимали государственный флаг Абхазии на площадке перед зданием "Башаран колледжа". Такой церемонии в повседневной жизни нет больше ни в одной абхазской школе. Этот ролик рекламировал учебное заведение, принимающее только мальчиков с 6 класса, которые выходили оттуда значительно более образованными, нежели их сверстники, закончившие обычные абхазские школы, где в прежние годы были ободранные стены, холодные кабинеты и непременная печка-буржуйка, топившаяся дровами.

Потом эти дети поступали в худшем случае в Абхазский госуниверситет, а, как правило - в Москву, Стамбул и в вузы других крупных центров. Сегодня многих из выпускников колледжа без всякой натяжки можно назвать "надеждой Абхазии".

Но в этом году, буквально за двадцать дней до начала учебного года, министерство образования решило провести капитальные изменения в структуре колледжа. Как считают родители нынешних учащихся, речь идет о закрытии "Башарана" в том виде, в каком он существует с 1998 года, со дня своего основания.

Колледж был открыт как образовательный центр со стандартами обучения, принятыми в элитных школах Турции. Это был интернат, в котором дети проводили пять дней в неделю. Большая часть преподавателей и воспитателей были гражданами Турции.

Впервые проблемы у колледжа начались несколько лет назад, в бытность президентом Абхазии Сергея Багапша. Турецкий учредитель колледжа, сославшись на финансовые проблемы, заявил о своем уходе из Абхазии. Это была официальная и тогда единственная причина изменений в работе колледжа. Впрочем, тогда все решилось относительно благополучно. Содержание колледжа взяли на себя власти Абхазии. Вместе с учредителем, правда, учреждение покинули и педагоги из Турции. Впрочем, их успешно заменили граждане России, жители Татарстана и Башкортостана, владеющие теми методиками преподавания, какие приняты в "Башаране".

Сейчас проблемы серьезнее. Министерство образования говорит о том, что не будет продлевать контракт с педагогами из России. Причем четких аргументов нет. Сам министр образования Даур Начкебия, как утверждают родители, ссылается на президента Александра Анкваба и говорит, что первое лицо в республике не хочет видеть мусульман в качестве преподавателей колледжа. Местная пресса озвучивает и другой аргумент Начкебии: преподаватели из России получают около 25 тысяч рублей в месяц, что в несколько раз больше зарплаты местных педагогов. И с этой несправедливостью пора покончить.

Впрочем, при этом министерство образования уведомило родителей, что с нового учебного года они не будут платить за обучение своих детей. Однако это никого не порадовало. Ясно, что найти до 1 сентября более двадцати педагогов, владеющих уникальными методиками преподавания на русском и английском языках, в Абхазии абсолютно нереально. Фактически колледж, из которого уже почти полтора десятилетия выходит самая образованная молодежь в Абхазии, уравнивается с обычной абхазской школой-интернатом, где качество образования осталось на уровне последнего десятилетия существования СССР, а английский язык и сегодня часто изучают по книгам, выпущенным в 1990 году.

Самая большая проблема состоит сейчас в том, что власть пытается решить проблемы без диалога с людьми. Но несмотря на то что нынешнее правительство уже несколько раз наступало на эти грабли, и в этот раз по сей день не озвучена официальная позиция руководства страны по пересмотру системы преподавания в "Башаран колледже".

Противники закрытия колледжа не сомневаются в том, что реформа затеяна самим президентом по причине его исламских фобий. Нельзя сказать, что эти фобии абсолютно беспочвенны. Турецкая система образования в серьезной степени патронируется принятой в этой стране идеологией. Это идеология пантюркизма, по своей сути - типичная постимперская рефлексия в стране, которая после распада Османской империи территориально сократилась в разы. Сегодняшняя Турция, конечно, не требует от соседей вернуть "ее" земли, однако карта "Турецкого мира", куда входят земли вплоть до Якутии, уже не говоря про Кавказ и Среднюю Азию, висит на стене каждого образовательного учреждения этой страны.

Но это глобальная картина. А в данном конкретном случае есть много частностей. А именно: за 14 лет работы на территории Абхазии никакого исламского или турецкого лобби из выпускников "Башарана" не сложилось, зато 100 % выпускников колледжа поступали в высшие учебные заведения, среди которых не только университеты Турции, но и МГУ, МГИМО и европейские университеты. Но самое главное, что в стране нет альтернативы. За те годы, что "Башаран" учил детей согласно принятым в мировой практике стандартам, национальная образовательная система предельно деградировала, причем до такой степени, что в старших классах большинства абхазских школ неформальными лидерами стали "смотрящие" и "стремящиеся" на вора подростки.

Читайте также: Абхазия: 20 лет войне

Министр образования Абхазии Даур Начкебия - очень талантливый писатель, но как министр пока себя особо не проявил. Недавно он сказал выдающуюся фразу: пока мы не отремонтируем все школы, смысла заниматься реформой образования нет. Это говорит только о том, что чиновник плохо представляет себе суть и назначение системы образования. А оно состоит в том, чтобы воспитывать лояльных и полезных, не власти, а государству, граждан. Абхазская же система образования, основанная на стандартах, методиках, а часто и литературе двадцати пяти летней давности, прогнила до основания. Во всяком случае "Башаран колледж" - единственное в стране образовательное учреждение, в котором гимн Абхазии звучит каждое утро перед началом занятий, и учащиеся, соответственно, знают его наизусть. Отсутствие ремонта в других абхазских школах абсолютно не мешает внедрить хотя бы практику повседневного знакомства с символами своей страны.

В ближайший понедельник проблему колледжа планирует обсудить парламент страны, который все реже поддерживает президентские инициативы. Тем более что основной мотив решения правительства так и остается не ясен. Сама исламская версия распадается на две подверсии. Возможно, что решение уволить педагогов из Татарстана и Башкортостана принято под влиянием недавних событий в Казани. Ходит версия и о планируемой продаже здания, в котором размещается колледж, под строительство гостиницы. Эта версия самая экзотичная, хотя ничего исключать нельзя. "Башаран колледж" занимает отличное место на самом берегу моря, всего в десяти минутах езды от границы с Россией.

Антон Кривенюк