Родители и дети

Тбилиси радуется своему проигрышу

Первого апреля гаагский Международный суд ООН отклонил иск грузинского правительства, который обвинял Россию в многолетней "расовой дискриминации" и этнических чистках. Судьи выявили в действиях истца нарушения регламента: сначала следовало провести двусторонние переговоры с россиянами или обратиться в нижестоящую инстанцию - гаагский Международный уголовный суд.

Председатель Международного суда ООН Хисаши Овада заявил, что юрисдикция судебного органа на данное дело не распространяется. Причем до него аналогичные разъяснения делала российская сторона, которой Грузия не вняла, видимо, из принципа. В итоге режим Саакашвили не пожелал ни вести переговоры с Россией, ни проходить необходимые судебные процедуры в Гааге, что закономерно привело к очередному внешнеполитическому фиаско.

Тем не менее, игнорируя очевидные факты, официальный Тбилиси посчитал, что судьи приняли решение в его пользу. "Суд подтвердил, что Российская Федерация является стороной, участвовавшей в конфликте с Грузией. Именно она является стороной, а не Абхазия или Южная Осетия, как пытался представить Кремль на протяжении лет. Суд зафиксировал, что эта тяжба проходила между Грузией и Россией по вопросам этнической чистки. Да, суд подтвердил, что те пути, которые стороны должны были пройти до суда, не были исчерпаны, но самое главное, что он признал, что Россия является легитимным ответчиком в тяжбе с Грузией. Таким образом, суд развеял все те предположительные утверждения, представить которые Россия старалась на протяжении лет, по которым Россия в этом конфликте является третьей беспристрастной стороной. Наше требование в связи с представлением России в тяжбе с Грузией как стороны конфликта получило окончательную легитимацию. Эта тяжба, как вы знаете, касается вопросов этнической чистки", - заявила заместитель министр иностранных дел Грузии Нино Каландадзе.

О дальнейших перспективах этой тяжбы и о том, что именно в решении гаагского суда позволило госпоже Каландазе сделать такие удивительные выводы, корреспондент GeorgiaTimes побеседовал с политологом Паатой Закареишвили.

"Это дело было заведомо проигрышное, потому что сам иск неправильно оформлен. К тому же война началась 8 августа, а иск подали 12 августа, так что было очевидно: он совершенно неподготовлен. В нем указывалось, что с 90-х годов проводились этнические чистки - или самой Россией, или с ее помощью, или при ее поддержке. А что все это время делала Грузия? Ничего не делала, наоборот - вела с ней переговоры. То есть очень слабый был иск. Россия победила вполне закономерно, она в декабре подала встречный иск, хорошо подготовилась, изучив требования Гаагского суда, и выиграла дело только потому, что квалифицированно и компетентно оформила встречный иск. С грузинской стороны это была чистой воды пиар-кампания, и Россия смогла ее разрушить. Грузии вообще не следовало влезать в эту тяжбу, и не пришлось бы тогда проигрывать", - так оценил ситуацию тбилисский эксперт. По его мнению, иск подавался с целью отвлечь внимание грузинской общественности от катастрофической авантюры Саакашвили в августе 2008 года.

"Общество было возмущено, ожидало от власти какой-то реакции. Грузия не могла победить в той войне, инициатором которой выступил режим Саакашвили, введя в Цхинвал танки и начав бомбежку. Это было однозначно видно, поэтому требовалось как-то выходить из кризиса, ответить на ожидания грузинского народа. Власти подали этот иск, сделав вид, будто завтра все решит Гаагский суд. И только через три года выясняется, что он даже не собирается рассматривать это дело. Успокоить общество пропагандистским иском и потом три года тянуть - мол, видите, завтра-послезавтра у нас в Гаагском суде все решится - это вполне понятное действие. Можно объяснить, почему оно было предпринято - чтобы потушить пожар, направить гнев грузинского общества от властей в сторону России, чтобы не было волнений в обществе", - сказал корреспонденту GeorgiaTimes Паата Закареишвили.

При этом он выразил уверенность в бесперспективности дальнейшего судебного разбирательства. "Как известно, суд ООН в Гааге сейчас рассматривает иск России, в котором она требует запретить Грузии повторно обвинять себя в этнических чистках, и пока это дело не решено, у Грузии есть право еще раз подать свой иск. Но, скорее всего, будет удовлетворен иск России, и тогда Грузия уже не сможет действовать на уровне Гаагского суда ООН. А это самая высокая инстанция в деле разрешения межгосударственных проблем. Остаются другие суды - Страсбургский по правам человека или тот же Гаагский уголовный суд - но там может идти речь уже только о конкретных делах, не о межгосударственных отношениях", - напоминает политолог.

По его мнению, с мертвой точки отношения между двумя странами смогут сдвинуться не раньше 2013 года. "К сожалению, грузинские власти не готовы к переговорам с Россией, хотя и заявляют о своей готовности - в отличие от России, которая тоже не готова к переговорам, но честно заявляет, что не хочет поддерживать какие-либо контакты с режимом Саакашвили. Саакашвили же говорит, что готов и хочет, но при этом делает все наоборот. Само поведение грузинских политиков на Северном Кавказе показывает, что они не готовы к переговорному процессу", - уверен эксперт.

В интервью нашему изданию он отметил, что целым рядом односторонних действий власти Грузии продемонстрировали свое нежелание идти на сближение - тут и ввод безвизового режима для части населения России, и конференции на уровне членов парламента о признании геноцида черкесов, которые ставят под сомнение состоятельность Олимпийских игр в Сочи 2014 года. "Тут же и судебные иски, которые ни к чему не приведут, только усугубят кризис в грузино-российских отношениях. Так что все это - пропагандистские заявления, потому что на деле они все делают вразрез. Скорее всего, только следующие власти Грузии смогут предпринять какие-то серьезные шаги навстречу России, потому что в 2012-2013 годах в любом случае меняется власть - поскольку Конституция меняется. Другой формат власти будет: даже если старая команда останется, то новые люди появятся", - с надеждой заключил Паата Закареишвили.